Катер крым 4
Морские испытания водометного катера «Крым-4»
Весной 1984 года на ежегодной оптовой ярмарке товаров народного потребления в Москве состоялась первая публичная демонстрация катера «Крым-4». Его назвали тогда «гвоздем» ярмарочной выставки. Впервые потребителю предлагался комфортабельный пластмассовый катер с современными обводами, мощным мотором и водометным движителем.
Краткая информация о новинке в «КиЯ» вызвала поток писем заинтересовавшихся ею читателей и организаций с просьбой подробнее рассказать о характеристиках катера и перспективах его производства, ускорить серийное производство «Крыма-4». Однако выполнить эти пожелания редакция не могла — предстоял еще большой объем работ по доводке конструкции катера и движителя, необходимо было провести длительные ресурсные испытания опытного образца в реальных условиях эксплуатации.
Осенью прошлого года, когда на Черном море эти испытания уже завершались, нам посчастливилось опробовать новый катер на ходу.
Основные данные «Крыма-4»
. Солнечным ноябрьским днем мы на двух катерах отходим от пирса, огибаем мол и берем курс на Карадаг. Морю встречает попутной метровой волной, как бы сразу предлагая оценить мореходные качества катера. Двигатель быстро набирает обороты, и «Крым-4» плавно, без чрезмерного дифферента на корму, выходит на глиссирование. Это одна из особенностей водометных катеров. Стрелка тахометра приближается к номинальным оборотам, скорость превышает 40 км/ч. Находясь в кокпите, сильных ударов о настигнутую волну не ощущаешь, острые ватерлинии в носу помогают ее преодолевать довольно мягко. Когда же, прячась от холодного встречного ветра и соленой пыли, мы забрались в каюту, перегрузки ощущались острее. Особенно когда катер срывался с вершины особо крутой волны и приводнялся всем днищем.
При отработке обводов конструкторы уменьшили килеватость днища на транце с 14 до 12°, по сравнению с первоначальным вариантом, несколько увеличили ширину корпуса по скуле и удлинили его на 125 мм. Это было необходимо для снижения удельной гидродинамической нагрузки на днище, чтобы повысить скорость при глиссировании в полном грузу и улучшить приемистость катера, что дает несомненные преимущества путешественнику в дальнем походе. Конструкторы усовершенствовали расположение продольных реданов: на каждой половине днища их три, обрываются они в районе миделя на разной длине. Плоская клиновидная площадка-лыжа, на которой расположен водозаборник водомета, предотвращает попадание воздуха в движитель на волне, повышает гидродинамическое качество корпуса.
Обогнув мыс, мы вышли на открытую воду. Зеленые валы выросли здесь до полутораметровой высоты, волны стали пологими и бежали свободно, без толчеи. Когда катер, взлетая на вершину водяной горы, устремлялся затем вниз, взгляд невольно следил за руками испытателя: никакого напряжения не чувствовалось. А ведь для многих катеров, особенно имеющих S-образные вогнутые носовые обводы и плоскую корму, этот курс особенно сложен: зарываясь скулой, катер стремится развернуться бортом к волне, а чем это грозит — известно каждому. «Крым-4», имея полные носовые обводы выше ватерлинии, опасной рыскливости не обнаруживал и уверенно бежал к синеющим горам Карадага.
Есть время осмотреться внутри. Прежде всего обращает внимание просторная и необычная планировка кокпита: двигатель смещен в правый его угол, к транцу. Благодаря этому, а также максимально вынесенной за транец части водомета, полезная площадь кокпита (размеры его 3,2X1,6 м) увеличивается. Кормовой мягкий диван слева формуется как единая конструкция с кожухом двигателя, который закрывается откидывающимся на петлях к транцу стеклопластиковым капотом.
Мягкие раскладывающиеся кресла могут устанавливаться и крепиться в любом месте кокпита. Это создает удобства экипажу: в обеденное время, например, все могут собраться вокруг откидывающегося у левого борта стола.
Разборная конструкция рубки дает возможность использовать катер в разных климатических районах страны. В теплый летний день ее можно разобрать и убрать секции под пайол и за бортовую зашивку кокпита. Для защиты от палящего солнца можно присоединить к стойкам две бортовые части крыши (она состоит из трех секций) или одну центральную. Если собрать всю крышу целиком, образуется открытая с кормы рубка, которая может защитить экипаж в пасмурную погоду или от небольшого дождя. В холодную же погоду или при эксплуатации катера в северных районах несложно сделать рубку полностью закрытой. Для этого достаточно поставить на место переборку, имеющую центральную дверь. На стоянке рубку можно закрыть на замок.
В рубке хороший круговой обзор. Сидя в мягком кресле, можно свободно вытянуть ноги, шум двигателя не мешает обычному разговору. Правда, вместимость ее кажется недостаточной. Длина рубки мала; в ней могут удобно разместиться только два человека, кресло для третьего втискивается с трудом. В южных широтах это, возможно, не так существенно, но на остальной территории страны надежная крыша для всего экипажа является бесспорным преимуществом. Не помешал бы и автомобильный отопитель для обогрева каюты в дождливые осенние дни.
При незначительном удлинении рубки и более тщательной ее планировке катер, по нашему мнению, мог бы стать более комфортабельным. Чрезмерным показался и уклон крыши рубки к носу. Пониженная высота подволока у ветрового стекла не только доставляет неудобства пассажирам при плавании на волне, но и ухудшает общее впечатление от катера. Рубка выглядит с кормы обрубленной, как убежище на промысловой лодке.
Хотелось бы видеть более тщательную внутреннюю отделку, современную приборную доску, поручень или ручку для удобства сидящего пассажира. Ведь «Крым-4» это, по существу, автомобиль на воде. Уже позже мы узнали, что утверждая дизайн катера у специалистов, конструкторы получили рекомендации по улучшению силуэта рубки и учли его в новой конструкции.
Заканчивая осмотр катера внутри, обращаем внимание на вместительный носовой багажник, небольшие бортовые шкафчики для хранения мелочей, мягкую зашивку внутреннего борта по всему периметру и, конечно, на складной тент, закрывающий кокпит. Все это, несомненно, понадобится путешественнику.
За разговорами не замечаем, как синеватые скалы становятся берегом, отвесными стенами обрываясь в море. Зеленая волна, разбиваясь о морщинистые уступы, кипит пенным прибоем. Среди пляшущей воды катера чувствуют себя так же уверенно, ведь прибойная волна — это их стихия. Водители отыскивают спокойную бухточку. Зажатый между двумя скалами, неожиданно открывается небольшой галечный пляж.
На самых малых оборотах наш катер утыкается в берег, легко, не гоня кормой вала воды, отходит задним ходом, делает круги на полуметровом мелководье, в опасной близости лавирует среди выступающих из воды камней. Может водометный катер и сняться с мели, размывая ее под собой.
Маневренность и проходимость — завидные. Ни одному из катеров с традиционным гребным винтом двигаться в такой мелководной тесноте наверняка бы не удалось. Уйдя на несколько десятков метров от берега, наше судно разгоняется до максимальной скорости и показывает то, что под силу только водометному катеру: на полном ходу водитель перекладывает реверсивную заслонку водомета на «полный назад». Катер резко «клюет» носом, скрывается в туче брызг и через 6—7 м останавливается. Справедливости ради скажем, что таким коротким тормозным путем не обладают даже «Жигули» на сухом шоссе. Каждый из нас может вспомнить не одну ситуацию на воде, которая требовала бы вот таких надежных «тормозов».
Все увиденное породило уже не один десяток «почему», поэтому с В. Нелипой — главным конструктором «Крыма-4» — открываем капот и склоняемся над двигателем и водометом. Для многих любителей проблема поиска оптимальной конструкции водометного движителя стоит остро, любая информация на эту тему им интересна. Поэтому позволим себе несколько сухих цифр.
В качестве двигателя удалось (впервые в серийном катеростроении) применить автомобильный двигатель «ЗМЗ-24-01» от автомобиля «Волга ГАЗ-24» в модификации «такси». Завод самостоятельно сделал конверсию мотора; номинальным рабочим режимом является частота вращения 2900 об/мин, соответствующая 70 л. с., т. е. 75% максимальной мощности. Такой «щадящий» режим должен обеспечить моторесурс в пределах 700—800 часов и расход бензина А-76 около 19 л/ч (в точности последнего показателя мы убедились на испытаниях).
Крутящий момент на вал рабочего колеса передается через зубчатую цилиндрическую передачу в отношении 1:1. Вал практически горизонтален, поэтому водовод получился пологим и коротким, с небольшим гидравлическим сопротивлением. Общий поток воды здесь направлен вдоль вала, благодаря чему не создается обычных завихрений.
Водовод выклеивается из пластика и приформовывается к корпусу катера. Рабочее колесо вращается в кольце из износостойкой стали, которое вклеено в водовод. Четырехлопастное рабочее колесо диаметром 240 мм имеет радиально-переменный шаг 250—260 мм и ступицу увеличенного диаметра, что обеспечивает более равномерное ускорение потока. Тяга на швартовах — около 385 кгс.
При поворотах струя может «перекладываться» до 45° на борт, поэтому катер и отличается хорошей поворотливостью на переднем ходу. Реверсивно-рулевое устройство коробчатого типа с заслонкой заднего хода имеет три профилированные лопатки, которые при реверсе направляют струю под днище катера. Упор на заднем ходу—190 кгс. Для улучшения поворотливости на заднем ходу предусмотрены скошенные участки скулы в корме у транца.
Решетка водозаборника утоплена в днище, поэтому выступающих частей нет, ничто не может зацепляться или задевать подводные препятствия. С этой точки зрения катер можно назвать полностью безопасным. Если все же решетка забьется, достаточно при помощи специального рычага повернуть ее вокруг горизонтальной оси: она может откидываться, освобождаясь от мусора. Для профилактического осмотра в водоводе сделан лючок. Все металлические части движителя изготовлены из нержавеющей стали; в комплект запасных частей входит еще один ротор.
Ученые ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова дали высокую оценку движителю; его КПД достигает 0,47.
Выступающая за транец часть водомета прикрывается сверху защитным кожухом-трапом. По нему можно удобно подниматься в катер с берега или из воды, при швартовке он оберегает водомет от ударов и повреждения.
Заканчивая эту краткую техническую справку, добавим, что конструктор провел немало часов не только за кульманом, проектируя водомет, но и подолгу нырял в маске под работающий катер, наблюдая формирование потока и экспериментируя с водоводом.
. На обратном пути один из катеров стал отставать: двигатель терял обороты. Виноват оказался подшипник вала ротора. В записной книжке конструктора появилась еще одна пометка: испытания есть испытания.
Создатели «Крымов» не стремятся проект, снятый с кульмана, сразу же внедрять в производство как что-то совершенное и неизменное. После испытаний и неоднократных проверок обязательно появляются лучшие решения, которые вносятся в конструкцию водомета, в матрицу корпуса — нарабатывается “запас качества”. По-этому-то В. Нелипа и мечтает о небольшом опытном производстве, где можно было бы спокойно и тщательно доводить проект до серии. Сейчас, увы, таких условий нет.
Впрочем, у создателей перспективного судна сложностей хоть отбавляй: у «Крыма-4» было трудное рождение. Все практически пришлось делать самим, ибо там, где требовались кооперация, фонды, поставки, начиналось хождение по мукам. Не было нужных отделочных материалов, дельных вещей, стойкого пигмента, комплектующих изделий.
Нет специализированного участка по формованию и сборке катеров. В разных цехах отдельные узлы будущих «Крымов» делались на любых мало-мальски свободных «пятачках». И тем не менее катер уже существует как реальность. Существует благодаря энтузиазму украинских судостроителей.
Создатели «Крыма-4» уже сейчас смотрят далеко вперед. Сегодня, считают они, любой завод должен быть не только производителем, но и коммерсантом, должен сам формировать спрос и обеспечивать сбыт продукции, уходить от оптовой торговли на прямые связи с прилавком, создавать свои фирменные магазины, в которых можно было бы по выставленным образцам принимать предварительные заявки, по оставленному задатку отправлять покупателю лодки во все районы страны. Высказывались даже такие смелые мнения, что наступает время, когда часть прибыли заводы должны вкладывать в развитие стоянок, сервиса, мастерских гарантийного обслуживания.
Фантастика? Пока да. Но есть уже и кое-какой опыт. В Ялте, куда в курортный сезон съезжаются десятки тысяч отдыхающих, строится фирменный магазин. На понравившийся образец покупатель сможет оставить заявку. Правда, еще нет договоренности с железнодорожниками, которые требуют обеспечить гарантию определенной нормы отгрузки, постоянно оправдываются отсутствием вагонов и т. д. Но первый шаг все же сделан!
Имеют создатели «Крыма» и вкус к рекламе. Когда, например, проводились первые испытательные пробеги еще неизвестных в стране первых «Крымов» по маршруту Москва — Астрахань и Москва — Ленинград, участники похода заранее предупреждали представителей торговли, печати и телевидения в крупных водно-моторных центрах о своем приходе. За рулем моторки мог тогда пройтись каждый, катер будущим покупателям представлял сам конструктор. Неудивительно, что лодка охотно раскупалась. Ее знали.
Экономический подъем в стране сегодня, заметное оживление спроса на прогулочные суда вселяют надежды любителям отдыха на воде. Создание нового «Крыма» — еще одна добрая примета!
Мотолодка “Крым”. Непобедимая легенда и сегодня в лидерах
Небольшая статья об этой легендарной лодке. Сначала плюсы. Минусы – в конце статьи. Они тоже, есть. Кто захочет обсудить – пишите в комментариях. Иногда их читать – интереснее, чем саму статью.
Основные характеристики лодки “Крым”:
Длина 430 см. Ширина 160 см. Угол килеватости на транце 4.5 гр. Масса 190 кг. Грузоподъемность 400 кг. Макс. допустимая мощность 30 л.с.
Почти 50 лет лет назад, началось изготовление этой легендарной лодки! У многих моих знакомых, “Крым”-ы, которым по 40 лет. Моя лодка 1990 года рождения. Купил в 2011 году. И пока нет планов, менять “Крым” на другую лодку.
До него у меня было несколько советских мотолодок – Обь3, Казанка 5м3, Казанка 5м2, Прогресс 4.
Лодка у меня, для рыбалки на спиннинг – на Оби. Рыбачу и недалеко от города. И иногда – ухожу на несколько дней, вниз или вверх по реке. Вот статья о ночёвке, в этой лодке.
После покупки, пару месяцев, ходил под пятнадцатым “Мерком”, оставшимся от ПВХ лодки. Даже с таким мотором, “Крым” выходит на глиссирование – с двумя людьми и небольшой загрузкой вещей. Когда один человек (водитель) сидит у кормы. Тем более – мотор румпельный.
“Крым” вообще – любит кормовую загрузку. Если основной вес груза сзади – лодка глиссирует, как говорят “на пЯточке”.
Максимально разрешённая мощность мотора для этой лодки – 30л.с. Иногда ставят 40 или даже 50 (если ГИМС не возражает). Но больше 40 л.с. – смысла нет. Скорость больше 55 км/час., вряд ли сможете поднять.
На своём Suzuki DT 30, по гладкой воде и на штатном винте с шагом 13 – я смог разогнаться только до 49 км/час. Лодка у меня, для рыбалки. Да и я – не гонщик. Просто, экспериментировал.
Вот, на видео – 47. Но лодка была прилично загружена. Видео делал не для показателя скорости. А чтоб показать друзьям – вечернюю Обь.
Заранее извиняюсь, ветер шумит в микрофоне мобильника (которым снимал видео).
С винтом шаг 12 (Solas) мотор на этой лодке – легко выкручивает 6000 оборотов. Скорость при этом, не поднимается выше 36-37 км/час. (один в лодке, с малой загрузкой – по гладкой воде). Но в режим глиссирования – выпрыгивает, просто мгновенно. Это у меня, “грузовой” вариант винта.
Лодка “Крым” изготовлена из АМг 5 (алюминиево-магниевый сплав). От дюралюминия (из которого делали большинство советских клёпаных лодок) – АМг отличается высокой пластичностью. При сильных ударах, этот материал гнётся, а не ломается – как часто бывает с дюралюминием.
(о том, как устанавливал эхолот и защищал приборы от скачков напряжения – в статье, по этой ссылке )
Крышку моторного отсека (он проектировался так, чтоб можно было в него – убирать мотор, на время хранения) – я не использую. Без неё – в этом отсеке можно расположить, не только бензобаки. Но и множество вещей – которые могут выпирать вверх. А крышка бы не позволила.
То, что нет самоотливного рецесса – я не считаю проблемой. Да, немного попадает дождь. Иногда – волна, если прошёл огромный катер, а “Крым” причален – кормой к волне. Но, между кокпитом и этим отсеком – герметичная переборка. Да и электропомпа работает исправно. Так что – это не пугает.
Корпус лодки “Крым” – сварной (клёпки есть – только по привальному брусу – в надводной части). Поэтому, с возрастом, эти лодки не начинают пить воду.
В кокпите (его размеры 2.05 х 1.3 м.), достаточно много места – несмотря на скромные размеры самой лодки. Для рыбалки одному или вдвоём – вполне достаточно.
“Крым” удобен для различного тюнинга. Его можно не только пилить и сверлить (но всё таки, старайтесь поменьше “кромсать” лодку). Но и заварить потом, распил или отверстие. Сварка АМг выполняется методом аргонодуговой сварки.
Скажете – только хвалю “Крым”? Нет ))) Про минусы – в конце статьи.
Если интересно – вот статья о том, как красили лодку . Про обработку, выбор краски.. Потом – небольшой тюнинг (тент, сиденья и проч. ). Тут – первая половина тюнинга. В этой фотографии – несколько (можно листать)
Корпус лодки – очень прочный и надёжный. Несмотря на, не самое толстое (по сегодняшним меркам) днище (2мм.) – “Крым” выдерживает удары на большой волне (до 0.75м. высотой). Правда, пассажирам в лодке – не позавидуешь )))
Форштевень – не гнётся и не ломается, при ударах о незамеченный топляк или при жестком причаливании в берег. Грамотно посчитанные, широкие брызгоотбойники – никакого забрызгивания на волне. Стекло угловатой, устаревшей формы – но свои задачи выполняет. Можно смотреть поверх стекла – а поток ветра, отбивается выше головы.
Транец лодки – желательно усилить, даже если мощность мотора не превышает разрешённые 30 л.с. И следите за этими местами соединения транца с корпусом. Без усиления, они могут лопаться (появляются трещины). Кому интересно – об этом будет подробная статья. Подпишитесь на канал, чтоб не пропустить.
Несмотря на высочайшую коррозийную устойчивость АМг, в местах контакта алюминия с большинством металлов возникает электрохимическая коррозия алюминия.
О электрокоррозии этих лодок, так же – будет отдельная статья на этом канале.
Во время тюнинга – старайтесь не применять других металлов. Постарайтесь использовать алюминий или пластик. Либо, если используете другие металлы – старайтесь изолировать места контактов.
Помните, нержавеющая сталь провоцирует электрокоррозию АМг. Если так необходима сталь, то уж лучше обычная (черная). Ещё лучше – оцинкованная.
Выбираем лодку бренда “Крым”
Уникальная разработка известного конструкторского бюро «Нептун», мгновенно получившая популярность у туристов и рыбаков, – снабженная мотором лодка Крым – появилась на свет в Перми. Судостроительный завод «Кама» представил первый вариант продукции почти полсотни лет назад.
История бренда “Крым”
В 1970 году на реках и водохранилищах появился новый катер, моментально ставший популярным. Его узнавали не только по яркой расцветке – желто-красной окраске. Конструкторы разработали для него оригинальное стекло. Оно было прямым, а по бокам выделялись треугольные боковины. Хотя на счету бюро «Нептун» тысячи воплощенных проектов, в каталоге его продукции моторка Крым и сегодня находится на почетном месте.
Водное транспортное средство создавалось специально для туристов таким образом, чтобы на ней можно было путешествовать не только по рекам и водохранилищам. Его параметры, вес и конфигурация разработаны таким образом, что при небольшом волнении судно можно использовать и в прибрежной зоне моря.
В дальнейшем производители модернизировали судно. Его снабдили усиленным днищем, снабженным дополнительными шпангоутами, для которых был использован П-образный профиль. Такими же изменениями отличалась модель Крым 3, предназначенная для соревнований спортсменов. Несмотря на произведенные изменения в конструкции днища судна, мотолодка Крым 3 по-прежнему на высоких скоростях страдала от ударов о воду корпусом.
Лодка Крым (видео)
Галерея: лодки Крым (25 фото)
Особенности конструкции
Конструкторы еще при проектировании судна уделили особое внимание конструкции корпуса, придав ему не только такое важное свойство, как непотопляемость, но и выбрав для него материал, способный без ущерба выдерживать эксплуатацию в морской воде. Для изготовления корпуса использован алюминиево-магниевый сплав, имеющий повышенную стойкость к коррозии.
Как и первая модель судна, так и последующие, имеют хорошую маневренность, обеспеченную выпукло-килеватыми обводами днища, снабженного брызгоотбойником. Не менее важно для эксплуатации и такое свойство, как плавучесть. Все модификации, включая и Крым 4, утопить практически невозможно.
Для этой цели вдоль кормы судна и под его кормовыми сиденьями размещены блоки плавучести, изготовленные из пенопласта. Даже если моторная лодка будет полностью заполнена водой, она останется на плаву, а ее положение будет ровным.
Интересуют потенциальных владельцев катеров Крым-М технические характеристики судна. Его размеры, составляющие в длину 4,2 метра, с наибольшей величиной ширины 1,6 метра, позволяют разместить на борту 5 пассажиров.
Для их удобства на судне Крым-М имеются 5 сидений. Вес груза, который способен вместить катер без пассажиров, составляет 400 кг. При полной заводской комплектации вес лодки составляет 190 кг. Днище имеет угол килеватости 4,5 градуса. Для эксплуатации судна изготовители рекомендуют устанавливать 20-сильный мотор, способный при полной нагрузке развивать скорость 30 км|час.
Комплектация лодок марки “Крым”
Вне зависимости, для какой модели выполнена комплектация судна – базовой, спортивной или же Крым-М, в ней присутствует одинаковое оборудование:
- два разборных весла, снабженных уключинами;
- черпак для забора воды, попавшей в плавсредство;
- запасной блок плавучести для установки на дно;
- дистанционное управление, с помощью которого можно управлять всеми функциями мотора;
- съемный тент, изготовленный из палаточной ткани.
Кстати, спортивный вариант, как и последняя модификация – лодка Крым 5, имеет смотровые окна в тенте, а материал пристегивается молнией. Путешествие по воде становится более комфортным. Спортивный вариант катера дополнен спидометром и тахометром.
У туристов и рыбаков все три начальные модификации остаются популярными и сегодня. Причиной популярности большая часть владельцев данного вида водного транспорта называет его удобство. Спинки на передних сидениях откидываются, а подушки съемные. Поэтому их очень удобно чистить и сушить.
Хотя сиденье на корме выполнено в виде сплошного дивана, оно тоже может складываться. Откинутая спинка легко открывает доступ к багажнику. Кстати, в последних моделях моторок число отсеков багажника увеличено до трех, а их общий объем достигает 0,84 куб. м. Удобная конструкция сидений позволяет расположиться в лодке на ночлег, но только в том случае, если в путешествие отправилось не больше трех человек.
Тюнинг лодок (видео)
Улучшить конструкцию возможно
Чаще всего свои плавсредства модернизируют рыбаки, стараясь обеспечить себе комфорт во время рыбалки. Обычно все улучшения касаются внешнего вида судна. Технические характеристики обычно не изменяют. Стоит выделить следующие модернизации:
- Штатный тент меняют на реечную систему, снабженную протяжным механизмом. На данный механизм закрепляют жесткий тент, изготовленный на водоотталкивающей основе. Как вариант, может использоваться маскировочная сетка.
- Стандартные сидения меняются на вращающиеся кресла, очень удобные на рыбалке. Владельцы катеров, желающие получить на своем судне максимальные удобства для отдыха, устанавливают кресла с электрическим приводом от иномарок. Разложив такое кресло, они получают мягкий диван, чрезвычайно удобный для отдыха.
- На пол укладывают настил из фанеры, что позволяет удобно передвигаться по судну.
Такая модернизация делает лодку гораздо удобнее, а это значит, что и время, проведенное в путешествии на ней, пройдет с большим комфортом, чем предоставляла когда-то популярная у рыбаков лодка бакай, снабженная лишь веслами или же маломощным мотором.
Плавсредств без недостатков не существует
Основные недостатки любого плавсредства обнаруживаются только во время его эксплуатации. У первых моделей лодок Крым отмечалось накопление воды в нише под мотором. Такая проблема появлялась, когда попутная волна становилась выше границы борта. В следующих моделях эту проблему решили установкой водоотливного клапана.
Спустя некоторое время эксплуатации ходовые качества судна значительно ухудшаются. Причина этого кроется в металле, из которого выполнен корпус лодки. Изготовленное из антикоррозионного сплава днище довольно мягкое, особенно если его сравнивать с дюралюминием.
Основные недостатки любого плавсредства обнаруживаются только во время его эксплуатации
Постоянные удары днищем о волны во время передвижения быстро делают его волнистым. Исправить это можно лишь его ежегодным ремонтом. Убрать появившиеся неровности можно только при помощи резинового молотка и домкрата.
В числе маломерных судов у лодки Крым, первые модели которых покорили поклонников водных путешествий, за прошедшие годы практически не появилось конкурентов.
Большинство проблем, отмеченных владельцами данного вида плавсредств, чаще всего появляются от сложных условий их эксплуатации.
Поэтому и сегодня любая из моделей катеров, изготовленных под брендом «Крым», пользуется таким же спросом, как и в год появления их на рынке. Приобретение подобной модели для отдыха, рыбалки или же просто путешествий по водному пространству значительно улучшит качество досуга.
Особенности и технические характеристики лодок серии «Крым»
Лодки серии «Крым» пригодны к эксплуатации не только в озерах, водохранилищах, реках, но и в прибрежной морской зоне при высоте волн не более 75 см и удалении от берега не далее 3 километров. Эта известная разработка конструкторского бюро «Нептун» и сегодня занимает не последнее место среди подобной продукции.
Немного истории
Моторная лодка «Крым» впервые была выпущена в 1970 году на судостроительном заводе «Кама» в городе Пермь. Благодаря своим уникальным техническим характеристикам эта модель моментально завоевала популярность в среде туристов и рыбаков. Несколько позже — в 1980 году первоначальная модель была усовершенствована. «Крым М» отличается от предыдущего варианта более прочным корпусом и кое-какими дополнительными удобствами. Примерно в то же время был создан спортивный вариант лодки — «Крым 3».
Галерея: лодки серии Крым (25 фото)
Конструкция лодок «Крым»
Среди маломерных плавсредств различают 3 модификации катеров «Крым»:
- базовая — первая модель;
- модернизированная;
- спортивная.
Заводские технические характеристики
У всех трех моделей одинаковая заводская комплектация, в нее входит:
разборные весла с уключинами – 2 шт.;
- черпак для воды;
- съемный тент;
- пульт дистанционного управления функциями мотора;
- запасной пенопластовый блок.
Стоит отметить, что у лодки «Крым 3» усовершенствован съемный тент: он застегивается на «молнии» и в нем предусмотрены смотровые окна. Также спортивная модель снабжена тахометром и спидометром.
Корпус
Корпус конструировался с применением штамповки листовых деталей. Набор корпуса первой модели катера выполнен по смешанной системе: с продольными стрингерами и шпангоутами. В модернизациях «Крым М» и «Крым 3» днище подкреплено штампованными шпангоутами П-образного профиля. Корпус катера изготовлен из сплава магния с алюминием. Этот материал долговечен и не подвержен коррозии, поэтому такое плавсредство можно использовать в морской воде.
Умеренная килеватость вместе с выпукло-килеватыми обводами днища и скуловым брызгоотбойником обеспечивают вполне приличную маневренность.
Катера этой серии снабжены блоками плавучести, сделанными из качественного пенопласта. Размещены блоки под кормовым диваном и в носовой части мотолодки — рядом с форштевнем. Благодаря этому лодка останется на плаву в горизонтальном положении, даже если полностью наполнится водой.
Тент, изготовленный из палаточного материала, можно использовать в таких вариациях: в полуоткрытом виде натягивается только верхняя часть для защиты от солнечных лучей; в дождь, ветер или при некомфортной низкой температуре воздуха к верхней части можно пристегнуть боковины. Лобовое стекло плоское с боковыми щитками, которые обеспечивают защиту кокпита от брызг.
Водонепроницаемая переборка на транце ограждает моторный отсек и препятствует попаданию в кокпит грязной воды. Переборка и транец оборудованы устройствами для слива воды.
Кокпит
Размеры внутреннего пространства для пассажиров и рулевого на мотолодке «Крым» составляют: 2.05 м на 1,3 м. В кокпите мягкие сиденья расположены в два ряда. У двух передних сидений спинки независимые, подушки съемные. При необходимости поработать веслами, спинки можно откинуть вниз — в таком положении они не будут мешать. Сплошная спинка кормового дивана откидывается, тем самым открывая доступ в багажник.
Все сиденья просто и легко снимаются. При необходимости в кокпите можно устроить вполне комфортный ночлег для троих человек.
В форпике имеется небольшое багажное отделение, а над ним рундук с крышкой.
Отличия лодки «Крым М» от мотолодки «Крым»
В ходе эксплуатации первой модели катера «Крым» выявились кое-какие несовершенства. В результате доработки появилась модернизированная мотолодка «Крым М», отличающаяся более прочным корпусом и дополнительными удобствами для экипажа. В частности, все 5 сидений имеют съемные мягкие подушки, что облегчает их чистку и сушку. Борта мотолодки оборудованы полочками для размещения багажа.
Спортивная модель отличается от двух предыдущих большими размерами, соответственно, большей вместимостью и комфортностью. Внутреннее пространство очень удобно спланировано, в рундуках места для размещения багажа более чем достаточно. Мореходные качества этой модели также существенно лучше: острые выпукло-килеватые носовые обводы обеспечивают возможность судну достаточно мягко идти навстречу волне на средней скорости.
У любого транспортного средства имеются как достоинства, так и недостатки. Водный транспорт исключением не является.
Достоинства
- Антикоррозийный материал корпуса.
- Непотопляемость.
- Умеренная килеватость, благодаря чему, даже при максимальной загруженности моторная лодка «Крым» легко выходит на глиссирование.
- При попутных и диагональных волнах «Крым» устойчив по курсу, в волну не зарывается и не зарыскивает.
- Широкий транец приспособлен к установке 2 моторов.
Недостатки
- Сплав АМг5М, из которого сделан корпус, довольно мягкий. За годы эксплуатации судна в результате ударов о воду днище становится волнистым, из-за чего ухудшаются скоростные качества катера.
- Лодки, выпущенные до 90-х годов, имеют хрупкую носовую часть.
- Не очень хорошая мореходность: при волне выше 75 см скорость лодки падает и при резком повороте есть опасность перевернуться.
Вывод
В сравнении с подобными маломерными судами других марок, лодка «Крым» характеристиками отличается наиболее привлекательными. Имеющиеся недостатки зависят, большей частью, от условий эксплуатации. Но в целом моторные лодки этой серии достаточно надежны и комфортны. Для небольших путешествий или рыбалки трудно найти лучший вариант.
Катера и яхты в Крыму
Прoдам кaтep КРЫМ 4,стеклоплaстик, внутpи полнocтью пeределан,усилeны шпaнгoуты и днo,pуль перенесен,сдeлaна каютa нa 4 чeлoвeкa с мягкими сидeньями котopыe дeлaются в кpовaть,c пpавой cторoны лaвoчкa для cидeния,над двигaтелeм cтол на которoм мoжнo зaгoрaть,100 литровый бак,двигатель.
Pacсмaтривaю вариант обменa. Прoдается прогулочно-рыболoвный кaтep QUICКSILVЕR 550 СOММАNDЕR c мoторoм Evinrude 75 л/с и прицепом. Гoд выпуcка-2004 Двигaтeль- Еvinrude Длинa(м)-5,4 Ширина(м)-2,3 Осaдка(м) -0,3 Пассажиpoвмecтимocть-6 чел Bеc кaтера c мотоpoм (кг)-900 Kaтер в xоpошем cостоянии.
Катер Bayliner Capri 2052 LS 1994 г постройки США,стеклопластик,с каютой.Длина 6,25 м,ширина 2,29 м,высота борта 0,8 м,на 6 пассажиров, грузоподъёмность 820 кг.Двигатель стационарный Mercruiser 4,3LX/V6 190 л.с. Alpha One.Наработано 545 моточасов.В хорошем состоянии Категория: водный транспорт
Многопрофильный катер, возможно использовать для прогулок, рыбалки, дизельный двигатель Indenor AS 10 GU, 80 л.с., корпус пластиковый, катер в рабочем состоянии, разумный торг Категория: водный транспорт
Катер Aqwatron 2000SC, США, 1998 год, 6.05х2.38, 6 человек, Mercruiser 4.3, 190 л/с, колонка Alpha 1 Gen 2, состояние хорошее, на ходу, предметы снабжения в наличии, стояночный и транспортировочный тенты, тележка для перевозки в комплекте. Категория: водный транспорт
Оcнoвныe дaнные Гoд выпуcка: 2000 Длина: 7.47 м Назвaние: SVEТLANА Флаг: – PФ Вepфь: Рeгaл Maтeриал: Стeклoплаcтик Рaзмеры: Шиpина: 2,5 м Оcадкa: 0,3 м Маcса : 3000 кг Bмecтимоcть: Mакcимальное количeство пaccажирoв: 10 Кaюты: 2 Двигатeль: Mарка двигатeля: Merсruiser Мoщность: 176 кВт Объeм.
готовый к работе катер со всеми документами ,для пассажироперевозки. СРОЧНО ТОРГ ! Категория: водный транспорт
Продается катер searey 25 1999 года выпуска. Две каюты, микроволновка, газовая плита, холодильник, телевизор, береговое питание. Двигатель 7.4 в идеальном состоянии, после кап. ремонта. Не инжектор, надежный. Колонка Bravo 2, после кап. ремонта. На обмен 2 млн Категория: водный транспорт
Буксир пpоeкт 1496 (тип MБ) “Быcтрый”, в рабочем cоcтоянии c oтличным корпусoм, радиo-нaвигaциoннoе обоpудoвaниe в кoмплектe. Оборудoвaние в кoмплeктe. Гoдa постpoйки 1977. Kласc по PРP M-СП 3.5 лед 40. Мeсто дислокaции Азoво-Чepноморcкий баcceйн. Дополнитeльная инфоpмация пo.
Многопрофильный катер, возможно использовать для прогулок, рыбалки, дизельный двигатель Indenor AS 10 GU, корпус пластиковый, катер в рабочем состоянии Категория: водный транспорт
Баллон пвх на Буревестник Риб Категория: водный транспорт
Реaльнoму и oпepaтивному покупателю тoрг! Kатер в идеaльнoм coстoянии. Peгуляpнo проводилoсь плановоe пpофеccиoнальное техническoe обcлуживaние. Poccийский учет. Салон: нaтуральная зaмша. Хaрaктeристики: Год выпуcка: 2007 Меcтопoложениe: Ceвастoпoль Длина: 7,6 м Ширина: 2,7 м Осадка: 1,1 м Вес.
Полностью гoтoвый тexнический проект и PКД мoрскогo букcира соглacoвaннoе с РMРC. Вcё в элeтpoннoм видe (oколо 15000 файлов). Дaнный пpoeкт строилcя в Hикoлаeвe в 2004-2005 г.г., был пoлноcтью сформиpовaн кoрпуc, устaновлeны ГД, BДГ, винторулевые колoнки и спущeн на вoду. Достpoйка велась в.
Продаётся Bayliner Ciera 2004 года выпуска. 10 лет простоял в ангаре. Все вопросы по телефону. Категория: водный транспорт
Источники:
http://www.barque.ru/advice/1987/sea_trials_crimea_4
http://zen.yandex.ru/media/id/5c185ea7e2f26100aaeaf301/5d6c7dc58f011100ad6af81b
http://fisherhook.ru/2017/03/vyibiraem-lodku-kryim/
http://34fish.ru/lodki/osobennosti-i-tehnicheskie-harakteristiki-lodok-serii-kryim
http://internet-cabinet.ru/krim/transport-uu/vodnyj-transport-uu/katera-i-jahty-uu/