Казанка 1
Казанка
Лодка Казанка — первая в одноименной серии. А также, единственное мотосудно, выпускаемое в промышленном масштабе до 1965 года. Плоскодонный глиссирующий корпус из дюралюминия имеет массу достоинств. Но обладает рядом недостатков, к которым относится малая степень остойчивости. Рассчитан на один подвесной мотор, мощностью до 15 л. с.
Плавсредство предназначено для рыбалки, прогулок с туристической целью, охоты или служебной работы. Лучше всего ведет себя на небольших реках. Зачастую используется для поездок по озерам и водохранилищам в пределах 1500 м от берега, но только при умеренных волнах.
Достоинства
- Вес
- Вместимость
- Легкость транспортировки
- Невысокая стоимость и неприхотливость в эксплуатации
Недостатки
- Низкая степень остойчивости на полном ходу
- Заливание брызгами
- Жесткий ход
- Недостатки конструировани
Фото лодки Казанка:
История и цели создания
В послевоенные годы произошел прорыв в индустриализации. Заводы ориентировались уже не только на оборонную промышленность, но и начали выпускать товары для граждан.
Первые моторные глиссеры производились на авиастроительном заводе, так как дюралюминиевый сплав, характеризующийся легкостью, прочностью и устойчивостью к коррозии, обрабатывался и штамповался только на специальном оборудовании. В 1955 году Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова впервые представил миру мотосудно из Д16, выпускаемое массовой серией по всему СССР. Это появление было настолько своевременным, что конкурентов у судна не было еще в течение 10 лет. Серийная модель была хороша пониженной чувствительностью к увеличению нагрузки, ей требовалось немного усилий для вывода в глисс, а в моторах, мощностью более 15 л. с, она не нуждалась.
Видео лодки Казанка:
В процессе ее освоения пользователями, выяснилось, что имеется масса серьезных недоработок.
- Самый ощутимый — небольшой коэффициент остойчивости на полном ходу. Как оказалось, в этом случае моторный транспорт имел недостаточную осадку, и при повороте имел свойство переворачиваться. Дополнительным фактором, усиливающим эффект, стал изгиб боковых стенок внутрь. Дошло до того, что в 1970-х поездки на данном плавсредстве были запрещены на большинстве водоемах
- В оверкиле, вследствие непродуманного распределения гермоотсеков, судно принимало вертикальное положение и мотор портился
- Конструкторы не потрудились сделать брызгоотбойник, поэтому происходило заливание кокпита водой от брызг
- Жесткий ход из-за перегрузок глиссирующего плоского днища приводил к ослаблению клепок
Перечисленные недостатки стали ступенью к новой, усовершенствованной версии и дали начало лодочному модельному ряду, который выпускался до 1978 года. В зависимости от строения и оборудования существует много конструкций казанок промышленного производства, а также доработанных мастерами–любителями. За весь период существования данной мотолодки во всех ее версиях было произведено больше, чем 200 тысяч торговых единиц.
Таблица характеристик
Основные характеристики моторки, в сравнении со следующими ее модификациями, выигрывают в весе, остаются на равных условиях в грузоподъемности и вместимости, но проигрывают в мореходных качествах.
Внешний вид и особенности конструкции
Лодка казанка имеет довольно неплохие технические характеристики. Корпус обшит клепаным способом 1–миллиметровыми листами из дюралюминия по бокам и на палубе, дно имеет 1,8 мм. В местах соединения металлических листов проложена тиоколовая лента, которую применяют в авиационной промышленности, выполняющая роль герметика.
Плоское днище, совмещенное с остроскулыми обводами, как правило, приводит к возникновению ощутимых ударов при поездке на волне. Даже если она будет умеренной, водитель вынужден сильно уменьшать скорость, во избежание повреждений конструкции из дюралюминия. Толщины Д16 недостаточно для того, чтобы выдерживать подобное дельфинирование. В остальном, сплав дает такие положительные качества лодке казанка, как: легкий вес, способность сопротивляться ржавчине и увеличенная прочность. Проблема всех плавсредств, изготовленных клепаной конструкцией — клепки ослабляются и могут создать потенциальную возможность разгерметизации. Наблюдались случаи поломки носовых шпангоутов у судов с таким строением.
Форпик разделен на две части: герметичный блок, заполненный воздухом, и отсек для хранения багажа во второй переборке, с запирающейся на замок дверцей. В отсек плавучести, обеспечивающий непотопляемость водного транспорта, есть доступ благодаря люку, не пропускающему воду. На палубе положены деревянные настилы. Бока укреплены продольными реданами. На линии соединения бортовой и днищевой обшивки нет брызгоотбойника, что доставляет неудобства тем, кто находится в катере. Высоты борта недостаточно для их защиты, и в дальнейших моделях, она увеличится до 80 см.
Транец не самоотливной формы, усилен бакелитовой фанерой, рассчитан на один двигатель. Маломощные ПМ весят поменьше и транцевая плита их держит хорошо. Угол килеватости провоцирует разбрызгивание воды из–под катера, что, в свою очередь, приводит к накоплению ее в подмоторной нише и усложняет управление. В дальнейших линейных экземплярах килеватость повышена до 7°, но затем снижена до 5°.
Схема
Оборудование и комплектация
Самые первые моторные лодки из серии Казанка не были оснащены ветровым стеклом. Их изготавливали и монтировали обладатели плавсредств своими силами, по мере необходимости. Собственноручное остекленение можно выполнить, изготовив рамку нужной формы из нержавеющей трубы. Сгибают ее в трубогибе, засыпав сухой песок в середину, а концы закрыв деревянными затычками. Затем вырезают стекло по размеру и вставляют в окантовку. Последний штрих — монтируем на место при помощи заклепок.
В комплекте с мотосудном шли 2 деревянных весла с уключинами, и одно кормовое, из того же материала. Слани, в количестве 3 штук, покрывали все обитаемое пространство палубы. На случай ремонта прилагалась особая «аптечка»: пластина из Д16, уплотнительная лента и запас заклепок.
Обитаемость
Мотолодка модификации Казанка удобна для спокойных прогулок. Ночлег в ней затрудняется сравнительно маленькой шириной кокпита — 1,24 м. Учитывая, что вместимость глиссера 4 человека, все они не имеют возможности одновременно расположиться в нем для сна.
Места для хранения личных вещей и инструментов предусмотрено недостаточно. Обладателям приходится самостоятельно мастерить шкафчики по бокам бортов для устранения проблемы.
Габариты: ширина, длина — позволяют удобно разместиться на двух передних жестких сиденьях и задней деревянной скамье 4 пассажирам. Рыбалка с катера в спокойную погоду доставит массу удовольствия участвующим, так как остойчивость на стоянке вполне приемлемая.
Перевозка лодки
Параметры лодки Казанка делают ее слишком громоздкой для транспортировки на крыше автомобиля. Поэтому необходимо приобрести или изготовить своими руками специальный лодочный прицеп. При покупке данного приспособления следует следить за тем, чтоб подвеска была с должной степенью аммортизации. В противном случае, в процессе перевозки, возможны поломки транца, дна и даже машины.
Не рекомендуется возить двигатель в верхнем откинутом состоянии, так как создается слишком большая нагрузка на транец. Если нет другого выхода, желательно подложить деревянный брусок под ПМ, подходящий по размеру.
Непотопляемость
Главное отличие лодки Казанка от последующих двух моделей — низкая степень остойчивости. Непотопляемость обеспечивал блок плавучести в форпике с воздушной подушкой. Однако, на полном ходу кормовая часть корпуса заливалась водой и становилась тяжелее. По причине маленькой высоты бортов судно было очень неустойчиво при выполнении маневров или поворотов и уходило в оверкиль.
Исправить ситуацию помогала установка наделок булей или фальшборта. Они представляли собой водонепроницаемые, пустые внутри, детали из АМг 5. Их крепили к обеим сторонам кормы, на таком расстоянии от скулы: 160 мм на транце и 180 мм в носу. Совместный объем двух булей — 52 литра. Более поздние экземпляры были заполнены изнутри пенополистиролом. Дополненная таким образом, мотолодка становилась шире в задней части до 2 метров. Это значительно увеличивало ее непотопляемость.
Ходовые качества
В технических характеристиках заводского паспорта лодки Казанка имеются рекомендации не совершать поездки при волнении 2 балла и выше. Мореходные качества катера недостаточны, поэтому выход разрешен в просторы рек, большие или маленькие озера и водохранилища.
Эксплуатация моторок допускается при удалении от береговой линии, не заходя далее 1500 м. При 10–15 км/ч мотобот хорошо управляем, имеет легкий выход в глисс без дополнительного оборудования. Максимальная скорость плавсредства с «Москвой» — 25 км/ч.
Модернизировать мотосудно с целью увеличения его скорости можно по–разному. Первый вариант — установка подводных крыльев. С ними глиссер разгоняется вдвое быстрее при полной загрузке. Исследования показали, что данные улучшения помогают свободно идти по волнам, высотой до 30 см. Крылья вырезают из металлической трубы: делают из ее кусков полосы, придают им необходимую форму, сваривают и крепят болтами к корме, иногда к носу. В 60-е годы крыльевые устройства изготавливали с откидным механизмом и разделяли их на плоские, V–образные и трапециевидные. Днище при глиссировании с крыльями идет над поверхностью воды, лишь малая часть корпуса мотосудна остается в воде, соответственно, расход топлива становится меньше.
Таблица скоростей
Для данной мотолодки подходят моторы «Вихрь–20», «Москва–10», «Ветерок–8М», «Меркурий–10», «Нептун 23», «Парсун 9,8 (5,8)», «Honda BF 20» и другие. 20–сильный Вихрь разгоняется до 40, а с Хондой до 39 км/ч.
Моторная лодка Казанка
Перемещаться по водной поверхности в целях небольшого путешествия или рыбалки принято на обычных моторных лодках. Это универсальное плавательное средство для одного, двух или трех человек, позволяющее довольно быстро перемещаться по поверхности воды. На сегодняшний день продукция такого типа является необычайно востребованной на рынке. Одной из наиболее распространенных серий является «Казанка». Лодки «Казанка» представлены множеством вариаций, различающихся техническими характеристиками.
Стоит отметить, что сегодня на рынке можно найти большое количество поддельной и некачественной продукции, которая поставит под угрозу как успешность плавания, так и безопасность пассажиров. Так что при покупке лучше отдавать предпочтение проверенным поставщикам. Лодка «Казанка-М»
Основные характеристики лодки «Казанка»
Это транспортное средство кратко можно охарактеризовать следующим образом:
- может вмещать до четырехсот килограмм, что эквивалентно четырем пассажирам с экипировкой для рыбалки;
- может уходить в море не дальше чем на полтора километра и только в спокойную погоду;
- довольно неустойчива на воде ввиду не особенно рационального размещения перегородок между отсеками;
- обладает низкой осадкой, что способствует успешному глиссированию;
- обладает высокой маневренностью, что особенно ценится при передвижении по небольшим рекам;
- корпус герметичен и изготовлен из дюралюминия;
- максимальная скорость, которую может развивать лодка – 40 километров в час. При установке более мощного мотора все равно не рекомендуется развивать более высокую скорость для сохранения герметичности.
Лодка «Казанка 1»
Технические характеристики лодки «Казанка-М»
Изменения, которые стали особенностью этой модификации, можно представить в виде такого перечня:
- добавились кормовые були – для обеспечения лучшей плавучести и устойчивости на воде;
- добавилось ветровое стекло;
- установлены жесткие сиденья;
- была устранена подмоторная ниша, что исключило частый залив мотора водой;
- увеличилась ширина лодки;
- немного повысилась грузоподъемность, однако пассажировместимость осталась прежней.
Характеристики лодки «Казанка-М»
Технические характеристики лодки «Казанка-2»
«Казанка-2» стала довольно серьезной модификацией, и отличается такими характеристиками:
- может перевозить до восьми человек;
- может перемещаться по воде при волнении в три балла;
- существенно доработаны все ходовые детали лодки. Она способна перемещаться с мотором мощностью в полсотни лошадиных сил;
- корпус изготовлен из дюралюминия;
Эта модель предназначена для более серьезных прогулок по воде и может выходить в море дальше, чем предыдущие модификации.
Технические характеристики лодки «Казанка-2М»
По сравнению с «Казанкой-2», эта лодка обладает еще большей маневренностью и еще большей грузоподъемностью. Тем ни менее ее изначальная пассажировместимость сохранилась на том же уровне. У лодки отсутствует встроенный двигатель, а перемещаться она может как за счет работы моторов, так и за счет весел. В сухом виде лодка весит две с половиной сотни килограмм. Моторная лодка «Казанка 2М»
Технические характеристики лодки «Казанка-5»
«Казанка-5» стала вторым крупным обновлением дизайна и технических характеристик лодки. Вот основные показатели:
- рассчитана на четырех человек с полной экипировкой;
- корпус изготовлен из усиленного дюралюминиевого сплава, что обеспечивает высокую прочность и герметичность. Все отзывы об использовании этой лодки в тяжелых погодных условиях являются положительными, что говорит об универсальности;
- конструкция предполагает наличие мягких складных сидений;
- может быть установлен мотор мощностью до 30 лошадиных сил;
- обладает низкой осадкой, а потому может без труда маневрировать даже по мелким и небольшим по размеру водоемам;
- характеризуется высоким уровнем сопротивления коррозии, что подтвердили многочисленные владельцы.
Лодки «Казанка-5М» и другие модификации
Стоит отметить, что эта модель лодки была модернизирована множество раз. Модификации получили названия «Казанка-5М», «Казанка-5М2», «Казанка-5М3», «Казанка-5М4», «Казанка-5М7». Они сохранили все базовые характеристики лодки, однако в них может варьироваться размер и возможность ставить мотор большей мощности (до полусотни лошадиных сил).
Технические характеристики лодки «Казанка-6»
Лодки «Казанка-6» и «Казанка-6М» принципиально отличаются от всех описанных выше моделей. Они максимально просты и вместительны. В них может уместиться до трех человек, что эквивалентно трем сотням килограммов. Лодки характеризуются максимально низкой осадкой, однако могут использоваться только в относительно спокойную погоду. Как правило, используются для передвижения на небольших озерах и речках. Сухой вес таких лодок очень мал – до сотни килограммов. В большинстве случаев используются для перемещения на весельном ходу. Лодки отличаются максимальной простотой в использовании и высокими антикоррозийными качествами.
Обзор и технические характеристики лодок Казанка
В СССР моторные лодки пользовались большой популярностью. Лодка Казанка производится с 1955 г. Название плавательного средства произошло от названия города, в котором находится производство Авиазавод Казанский. Первая модель Казанка М или, второе ее название Южанка, была не очень надежна: неправильное размещение отсеков, вследствие чего лодка могла легко перевернуться. Постепенно производство развивалось, и на свет появились новые модели Казанка 2М, 5М с различными модификациями, и последняя версия Казанка 6М.
Обзор лодки Казанка 2 м
Мотолодка Казанка 2М в массовое производство вышла в семидесятые годы прошлого столетия и выпускалась без технологических изменений 10 лет. Корпуса всех лодок изготавливались из легкого материала дюралюминий процессом клепания.
Форму корпуса модели 2М позаимствовали у торпедных катеров довоенных лет. Лодка с изогнуто-килеватой формой имела глоссирующие остроскулые обводы. Казанка 2М стала самой длинной лодкой, выпущенной в массовое производство в то время.
Поперечный набор корпуса состоит из 10 шпангоутов. У палубы, днища и борта штампованные гофры, которые увеличивают жесткость. Непотопляемость данной модели обеспечивается за счет герметичного ящика в кокпите, а также форпик объемом 380 л.
Кокпит размерами 1.13 на 2.48 оснащен сидениями в количестве 6 штук. При желании их можно превратить в два спальных места. Также имеются ящики для хранения. В комплект модели 2М входят: весла, тент, ходовые огни и комплект для управления мотором.
Мотор подвешивают на кронштейн, который выносится за транец. Из-за этого двигатель часто заливается и глохнет, но моторка способна выдержать трехбалльное волнение.
Казанка 2М – технические характеристики:
- габариты по д/ш/в – 5/1,6/0,8 м;
- вес самой лодки 250кг;
- максимальная грузоподъемность 0,6 т;
- разрешенная мощность мотора 50 л.с.
- численность пассажиров – 6 человек.
Галерея: лодка Казанка (25 фото)
Обзор лодок Казанка пятой серии
Казанка 5М отличается от предыдущей модели выносным транцем. Но иногда эта новая конструкция могла отломиться вместе с мотором. Вследствие чего в модели 5М транец разместили по стандартной схеме.
Модель 5М2 в массовое производство запустили в 1978 году и закончили лишь в конце восьмидесятых годов. Недостатком этой модели считают закрученные обводы. Во время сильного ветра мотолодка носом таранит волны и из-за этого возникает большое количество брызг, которые окатывают всех пассажиров.
Казанка 5М2 – технические характеристики:
- габариты по д/ш/в – 4,5/1,6/0,72 м;
- вес самой лодки 190кг;
- максимальная грузоподъемность 0,4 т;
- разрешенная мощность мотора 55 л.с.
- численность пассажиров – 4 человека.
Обзор моделей 5М 3 и 5М 4
Модификация модели 5М 2 привела к появлению мотолодки 5М 3, которая отличается от предшествующей версии возможностью использования более мощного мотора до 60 л.с. В дальнейшем производитель Казанок решил обновить пятую серию моторок и в 1989 году представил обновленную лодку 5М 4. Здесь изменение претерпели обводы, их сделали выпукло-килеватыми. Также изменили носовую часть, сделав плавной скуловую часть судна. Вследствие чего улучшили скоростные данные – максимально возможная скорость стала равна 40 км/час.
Технические характеристики Казанок 5М 3 и 5М 4:
Прошлое и будущее легендарной лодки «Казанка»
Для перевозок пассажиров и небольшого багажа предназначены глиссирующие разъездные, транспортные и туристические плавательные судна. В их число входит лодка «Казанка». Модель на выбор оснащается достаточно мощным подвесным мотором или парусами. Без них на ней можно передвигаться при помощи вёсел. Вариативность значительно расширяет сферу применения водного транспортного средства, повышает его привлекательность в глазах потребителей.
Историческая справка
Гигант отечественной промышленности, в советские годы задавал тон водно-моторной жизни. Судно стало первой «народной» мотолодкой. Именно его предлагали магазины. До появления катера «Казанка» массового рынка пассажирских плавательных судов в СССР просто не существовало.
Первый экземпляр сошёл с конвейера Казанского авиационно-производственного объединения имени С. П. Горбунова в 1955. Новинка настолько сильно пришлась по душе отечественной публике, что спрос значительно превысил предложение и это при повышенных объёмах производства (свыше 2000 моделей в месяц).
Показатели продаж держались на верхней планке довольно долго, но лидерство в отрасли было утрачено после появления двадцатисильного «Вихря». Мотор продемонстрировал, что лодка небезопасна на относительно больших скоростях (10 л. с.). В отдельных регионах государственные структуры даже выдали запрет на совместное использование «Казанки» и «Вихря».
Конструкторы завода попытались разрешить эксплуатационную проблему при помощи бортовых наделок-булей, а также за счёт внедрения дистанционного управления, но этих мер оказалось недостаточно. Разрыв с уровнем продукции других мостостроителей был слишком велик для того, чтобы исправить всё только незначительными модификациями.
В результате появилась пятиметровая и шестиместная «Казанка-2». С конвейера КАПО она начала сходить в середине 70 годов. Мореходность новинки была на порядок выше предыдущей модели. Возможность совместного использования с моторами мощностью до 50 л. с. сумела переломить ситуацию на рынке в пользу авиазавода им. Горбунова. Но окончательно она стабилизировалась после появления «Казанки-5», на которую разрешали ставить два мотора с общей мощностью до 55 л. с., и её последующих модификаций.
В 90-е гг. производитель, как и остальная страна, столкнулся с серьёзными трудностями. Возобновление сборки пришлось на 1997, но объёмы были далеки от прежних. Для сравнения: в 80-е за год выпускалось до 5000 штук, а после перерыва – только несколько сотен в месяц.
Внешний вид и особенности конструкции
Оригинальная модель имела дюралевый (дюралюминиевый) плоскодонный клепаный корпус, укреплённый продольными рёбрами. Толщина листов: 1 мм. Толщина дна увеличена до 1,8 мм. В местах соединения металлических листов размещена тиоколовая лента – герметик, который широко применяется в авиационном производстве.
Форпик разделён на две части: отсек для хранения вещей и герметичный блок. Первая половина снабжена дверцей, запирающейся на ключ. Палуба выложена деревянным настилом. В точках соединения днищевой и бортовой обшивки отсутствует брызгоотбойник. При этом базовой высоты бортиков недостаточно для нормальной защиты от брызг. В последующих версиях лодки вопрос был переосмыслен, размер бортов изменён в большую сторону.
Модельный ряд лодок «Казанка»
Почти за 65-летнюю историю успело выйти свыше 10 модификаций. Некоторые из них оказались удачными и востребованными, другие не смогли «обогнать» оригинал по народной любви. Названия и особенности у них следующие:
- «Казанка»;
- «Казанка-М» (с булями в кормовой части);
- «Казанка-МД» (с дистанционным управлением);
- «Казанка-2» (переработаны и улучшены все ходовые детали);
- «Казанка-2М» (сплав корпуса усилен);
- серия «Казанка-5М» (начиная с 5М4 обводы идут не «туполевскими», а выпукло-килеватыми);
- «Казанка-6» и «Казанка-6М» (высокие антикоррозийные свойства).
Фото 1, Казанка — 6М
Одна из модификаций «Казанки» – «Южанка». В 70-х годах судно выпускалось Черноморским судостроительным заводом. Отличается приклёпанными к кормовой части герметичными булями, рифлеными бортиками и днищем. Последнее немного усилено в сравнении с оригиналом (на 0,1-0,3 мм).
Оборудование
Оригинальная лодка не была оснащена ветровыми стёклами. Их изготавливали под заказ или собственноручно. В комплект помимо самого судна входили три весла: два с уключинами, одно кормовое. Все экземпляры изготавливались из одного и того же материала.
Характеристики
Первая версия лодки «Казанка»
Изначальная версия лодки «Казанка» могла вмещать до 400 кг. Это эквивалентно четырем взрослым людям и рыболовной экипировке. Но удить можно было не дальше, чем за 1,5 км от берега и только при условии спокойной погоды. Требования объясняются плохой остойчивостью, вызванной нерациональным размещением перегородок. Из-за этого недостатка в определённый момент лодку запрещали использовать.
«Казанка» с булями
Следующей моделью стала «Казанка» с булями («Казанка-М»). Новшество было призвано решить проблему с устойчивостью. Прогресс в вопросе наметился, но полностью недостаток ликвидирован не был. Зато теперь лица пассажиров защищало стекло, а сами они могли расслабиться на сидениях (жёстких). Кроме того, были пересмотрены габариты судна. «Казанки» с булями шире, у них выше грузоподъёмность. А вот пассажировместимость ровно такая же, как и у предшественницы.
«Казанка-2»
Характеристики «Казанки-2» значительно отличаются от свойств прежних моделей. Она вмещает уже 6 человек и может передвигаться при трехбалльной волне. На ней разрешается выходить в море гораздо дальше. Манёвренность и вместимость ещё выше у модели типа 2-М, а вес её достигает отметки в 2,5 сотни кг. Вместимость: восемь человек.
Пятая серия лодки «Казанка»
Пятая серия началась с обновления дизайна, технических характеристик. В итоге получилось следующее:
- вместимость: четыре пассажира с багажом;
- сплав корпуса усилен, за счёт чего возросла герметичность, прочность, стойкость к коррозии;
- сидения складные, мягкие;
- низкая посадка, возможность хождения по неглубоким водоёмам.
Изменения были столь существенны, что в 1989 году на гонках лодка стала лидером на 100-метровой дистанции. Примерно в это же время стали выпускаться модели шестой серии. Их отличает простота в эксплуатации. И пусть пассажировместимость снижена до 300 кг (эквивалент т рех человек), зато осадка максимально низкая, а весит такая лодка менее 100 кг и её коррозийные качества несравненно выше тех, что были у оригинала.
Обитаемость
Проявляет себя с лучшей стороны во время тихих прогулок. Единовременный ночлег всех пассажиров затруднителен по причине ширины кокпита (1,24 м). Четырем взрослым людям в положении лёжа на такой площади просто не поместиться. Однако для сидения места хватает. Длина задней скамьи и размеры двух передних сидений позволяют комфортно разместиться водителю и трем его спутникам.
С размещением багажа на мотолодке «Казанка» могут возникнуть проблемы. Имеющийся заводской ящик хорош только тем, что закрывается на замок – вопрос с сохранностью вещей стоит не столь остро. Габариты же отсека явно не соответствуют требованиям и нуждам четырех человек, решивших провести время на воде.
Фото 2. Багажный отсек
Непотопляемость, устойчивость
Одно из слабых мест, но только во время движения и непогоды. При спокойной воде стоянка доставляет только удовольствие. Это свойство особенно ценится рыбаками.
Непотопляемость обеспечивается блоком плавучести в форпике. Решение не отвечает безопасности на полном ходу. При повышении скорости и во время непогоды кормовая часть заливается водой, вследствие чего становится тяжелее. Получается перекос, который усугубляется недостаточной высотой бортиков.
Вопрос частично регулируется при помощи фальшборта и наделок, но вес лодки «Казанка» с булями после внесения изменений значительно увеличивается. Транспортировка затруднена.
Ходовые качества
В разделе технических характеристик мануала уточняется, что поездки при двухбалльной волне не рекомендованы. Не стоит и уходить дальше, чем за 1,5 км от берега. Для продолжительной прогулки лучшая скорость – это 10-15 км/ч. В указанных рамках лодка хорошо управляема.
Комплектация
Зависит от модели и года выпуска. Ключевое разделение – наличие или отсутствие подвесного мотора.
С мотором
Может быть установлен один или два подвесных мотора. Оригинальная линейка оснащается только моторами малой и средней мощности. Предельно допустимая скорость для клепаной обшивки: 25 км/ч.
Фото 3. Вид на лодку сверху.
С веслами
В базовый набор входит три весла, слани (3 шт.), аптечка. Содержимое последней представлено пластиной из Д16, небольшим запасом заклепок и уплотнительной лентой.
Достоинства и недостатки лодок «Казанка»
Хоть моторная лодка серии «Казанка» и имеет слабые места, но её «плюсы» перевешивают и позволяют ей быть востребованной и сегодня. Из очевидных недостатков:
- невысокая остойчивость на полном ходу;
- клепки со временем ослабляются, что приводит к разгерметизации;
- плохо продуманная защита от брызг;
- жёсткий ход;
- плохое прохождение высокой волны из-за толщины листов корпуса и физических свойств дюралюминия.
Выраженность перечисленных «минусов» зависит от конкретной модели. Например, при непогоде экипаж страдал от тучи брызг и падения скорости только до момента появления выпукло-килеватых обводов и изменения линии скулы. То есть уже владельцы «Казанки-5М4» мокли меньше.
Ну а из достоинств проще всего отметить следующие:
- ценовая доступность;
- возможность выбора плавсредства, наиболее подходящего для конкретного человека и его образа поведения на водоёмах;
- вариативность комплектации;
- вес;
- вместимость;
- неприхотливость в эксплуатации;
- срок годности, долговечность судна в целом и отдельных его узлов;
- лёгкость транспортировки.
Последнее качество оригинальной версии не присуще. Да и «Казанка-5М7», дебютировавшая в 2009 году, весит 220 кг.
Минимальная комплектация
Базовый набор лодок последнего поколения включает: бортовые огни, швартовочные утки, руль. Последний элемент у более ранних версий отсутствует. Также у выпускаемых сегодня моделей внутренняя секция выполнена из стеклопластика.
Дополнительное оснащение
Оригинальная модель предоставляет широкий простор для экспериментов. Владельцы активно изменяют комплектацию, меняя заводскую «начинку» на более подходящие удобные решения.
Как и другие виды отечественных транспортных глиссирующих лодок, данная оборудуется:
- отсеками для багажа;
- тентом;
- вёслами;
- сидениями для пассажиров (размеры лодки «Казанка» позволяют выбрать как жёсткие стулья, так и комфортабельный мини-диванчик);
- рецессом;
- ветровым стеклом.
Также могут быть установлены паруса (2 шт.) и сопутствующие к ним приспособления. Общая площадь парусов должна быть меньше 7 м2. Вместе с новым дополнением появится возможность рулевого управления. Руль тоже необходимо докупать, в базовый комплект он не входит.
«Люксовый» вариант комплектации может включать отдельную каюту, стереосистему, двигатель с противоскользящим покрытием. Приятные дополнения обернутся значительным повышением стоимости. Разница между базовым вариантом и описанным в денежном эквиваленте достигает 3,5 раз.
Казанка не зря стала нарицательным словом. Её конструкцию неоднократно пытались копировать другие производители, а отечественные рыбаки и по сей день с уважением относятся к данному плавсредству, хоть на рынке и полно гораздо более мощных и устойчивых моделей.
Лодка казанка 1 технические характеристики
Лодка Казанка — первая в одноименной серии. А также, единственное мотосудно, выпускаемое в промышленном масштабе до 1965 года. Плоскодонный глиссирующий корпус из дюралюминия имеет массу достоинств. Но обладает рядом недостатков, к которым относится малая степень остойчивости. Рассчитан на один подвесной мотор, мощностью до 15 л. с.
Плавсредство предназначено для рыбалки, прогулок с туристической целью, охоты или служебной работы. Лучше всего ведет себя на небольших реках. Зачастую используется для поездок по озерам и водохранилищам в пределах 1500 м от берега, но только при умеренных волнах.
Достоинства
- Вес
- Вместимость
- Легкость транспортировки
- Невысокая стоимость и неприхотливость в эксплуатации
Недостатки
- Низкая степень остойчивости на полном ходу
- Заливание брызгами
- Жесткий ход
- Недостатки конструировани
Фото лодки Казанка:
История и цели создания
В послевоенные годы произошел прорыв в индустриализации. Заводы ориентировались уже не только на оборонную промышленность, но и начали выпускать товары для граждан.
Первые моторные глиссеры производились на авиастроительном заводе, так как дюралюминиевый сплав, характеризующийся легкостью, прочностью и устойчивостью к коррозии, обрабатывался и штамповался только на специальном оборудовании. В 1955 году Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова впервые представил миру мотосудно из Д16, выпускаемое массовой серией по всему СССР. Это появление было настолько своевременным, что конкурентов у судна не было еще в течение 10 лет. Серийная модель была хороша пониженной чувствительностью к увеличению нагрузки, ей требовалось немного усилий для вывода в глисс, а в моторах, мощностью более 15 л. с, она не нуждалась.
Видео лодки Казанка:
В процессе ее освоения пользователями, выяснилось, что имеется масса серьезных недоработок.
- Самый ощутимый — небольшой коэффициент остойчивости на полном ходу. Как оказалось, в этом случае моторный транспорт имел недостаточную осадку, и при повороте имел свойство переворачиваться. Дополнительным фактором, усиливающим эффект, стал изгиб боковых стенок внутрь. Дошло до того, что в 1970-х поездки на данном плавсредстве были запрещены на большинстве водоемах
- В оверкиле, вследствие непродуманного распределения гермоотсеков, судно принимало вертикальное положение и мотор портился
- Конструкторы не потрудились сделать брызгоотбойник, поэтому происходило заливание кокпита водой от брызг
- Жесткий ход из-за перегрузок глиссирующего плоского днища приводил к ослаблению клепок
Перечисленные недостатки стали ступенью к новой, усовершенствованной версии и дали начало лодочному модельному ряду, который выпускался до 1978 года. В зависимости от строения и оборудования существует много конструкций казанок промышленного производства, а также доработанных мастерами–любителями. За весь период существования данной мотолодки во всех ее версиях было произведено больше, чем 200 тысяч торговых единиц.
Таблица характеристик
Основные характеристики моторки, в сравнении со следующими ее модификациями, выигрывают в весе, остаются на равных условиях в грузоподъемности и вместимости, но проигрывают в мореходных качествах.
Источники:
http://vipkater.ru/vodnyj-transport/lodki-i-katera/kazanka/
http://motorlodki.ru/motornye-lodki/lodka-kazanka
http://34fish.ru/lodki/obzor-i-tehnicheskie-harakteristiki-lodok-kazanka
http://fishelovka.com/equipment/proshloe-i-budushhee-legendarnoj-lodki-kazanka
http://zdesriba.online/lodki/lodka-kazanka-1-tehnicheskie-harakteristiki.html