Колеса на транец лодки пвх
Дополним ПВХ лодку транцевыми колесами
Популярность надувных лодок в нашей стране значительно выше, чем обычных, дюралюминиевых.
И тому есть немало причин. С одной стороны, их цена значительно ниже. С другой – для хранения не нужен отдельный гараж, а при транспортировке не обязательно пользоваться специальной техникой.
При этом резиновая лодка способна доставить своего владельца в любую точку озера или реки, особенно если на неё установлен транец хотя бы со слабым (2-3 лошадиных силы) мотором.
Но, помня о необходимости транца для установки мотора, многие новички совершенно забывают про транцевые колеса для лодки ПВХ. Это серьезное упущение, которое будет полезно исправить.
Читайте о том, как сделать навесной транец для лодки? Рекомендуем также ознакомится с подробным материалом о том, как сделать якорь для лодки своими руками?
Что это такое, и для чего они нужны?
Переносить двух-трехместную резиновую лодку в надутом состоянии довольно легко – мужчина среднего телосложения без труда пронесет её несколько десятков метров, разделяющие машину и берег реки или озера.
Значительно сложнее сделать это, если кокпит забит рыбацкими принадлежностями и снаряжением, а на транец уже присоединен навесной мотор. Что же делать?
Снимать мотор и переносить всё оборудование по отдельности, если нужно пересечь небольшую отмель, где возникает опасность повредить дно лодки? Сделать это крайне сложно.
Именно поэтому многие рыбаки используют специальные транцевые колёса. Они позволяют с минимальным усилием перевозить даже тяжело нагруженную надувную лодку.
Сегодня в продаже можно встретить различные колеса. В первую очередь они различаются размерами и шириной.
Опытные рыбаки советуют выбирать широкие колеса среднего размера. Благодаря им можно без труда пересекать как участки с плотным грунтом, так и песчаные пляжи – широкие колеса не будут увязать.
Немаловажно, что и колеса, и крепления изготавливаются из материалов, не боящихся влаги. Ведь они будут большую часть времени находиться в воде.
Где купить?
Многие владельцы лодок предпочитают купить съемные колеса для своей лодки, тем самым экономя свое время и силы. Тем более, что сделать это крайне легко – продаются они практически в любом магазине, специализирующемся на продаже лодок, моторов и сопутствующих аксессуаров.
Но некоторые, взглянув на цены, задумываются – стоит ли вообще покупать их? Как ни странно, но при максимальной простоте конструкции и использованию довольно дешевых материалов (нержавеющая сталь и полиуретан стоят очень недорого), цена на колеса установлена довольно высокая – в среднем от 4 до 10 тысяч рублей, в зависимости от модели и магазина.
Людей просто удивляет, что стоимость колёс примерно равна стоимости их надувных лодок. В результате немало людей находят свой выход из положения – они решают изготовить колеса своими руками.
Собираем необходимый материал и инструмент
Итак, вы решили изготовить колеса, которые будут установлены на навесной транец, самостоятельно? Вполне похвально. Тем самым вы сможете сэкономить не только несколько тысяч рублей, но и сделать колеса с креплениями именно такими, какие вам нужны – длина, ширина и размер колес.
Все, что вам понадобится для выполнения работы, это:
- Пара колёс диаметром около 35-35 сантиметров и шириной 60-80 миллиметров;
- Квадратный профиль сечением 25х25 миллиметров;
- Трубка диаметра, подходящего к креплению колес;
- Набор болтов, шайб, гаек, шплинты.
Конечно, и профиль, и крепеж должны быть изготовлены из нержавейки. Придется немного переплатить, зато и колёса прослужат много лет, а не один сезон. Кроме того, вам понадобится ножовка по металлу, электрическая дрель и плоскогубцы или гаечные ключи.
Также не обойдется без помощи сварщика – но работы здесь всего на несколько минут, так что, заплатить придется от силы сотню рублей. Общая стоимость материалов едва ли превысит 1-1.5 тысячи рублей.
Поработаем немного руками
Когда все материалы собраны, можно приступить к работе – инструкция сравнительно проста. В первую очередь определим место, где будет крепиться профиль колёс на навесной транец.
Помним, что они в коем случае не должны мешать мотору, даже в случае, если крепеж ослабнет и крепления будут свободно болтаться. В противном случае можно распрощаться с винтом.
Когда места крепления определены, откладываем отрезок вниз – сами колеса должны находиться чуть ниже нижнего края транца – на длину радиуса плюс 3-5 сантиметров. Это обеспечит нужный уровень безопасности и вместе с тем снизит сопротивление воде при движении. Кронштейны под крепление колес можно оставить прямыми, а можно сделать под небольшим углом.
Первый вариант хорош прочностью и простотой изготовления – меньше работы для сварщика, да и нагрузки монолитный кронштейн выдерживает весьма приличные.
Сваренные же под углом кронштейны позволяют колесам находиться под дном лодки, и не мешать работе мотора. Рассмотрим второй вариант, как более сложный.
Отпилим от профиля четыре отрезка – на данном чертеже они имеют определенные размеры, но вы берите те, которые подойдут именно к вашей лодке.
К нижней части при помощи сварочного аппарата прикрепите трубки, на которые будут насажены кольца. В трубках придется сделать небольшое сквозное отверстие – здесь, при помощи шплинта, будут зафиксированы кольца.
Кроме того, к внутреннему кольцу трубки сразу приварите гайку соответствующего диаметра – чтобы колеса не прижимались к креплению.
Внешний конец трубок желательно заткнуть пластиковыми или резиновыми пробками – чтобы вода не набиралась, да и просто из эстетичности.
В верхней части с помощью дрели проделайте два небольших сквозных отверстия – именно через них вы сможете позже установить колёса на транец.
Теперь осталось только соединить две части будущего крепления при помощи сварки. Угол между ними может колебаться от 35 до 45 градусов.
Конечно, концы придется слегка подрезать, чтобы они плотно подходили друг к другу под таким углом.
Когда сварочные работы будут завершены, останется насадить колеса на трубки и закрепить их при помощи шайбы и шплинта. Вот и всё. Самодельные транцевые колёса готовы. При желании крепление можно покрасить водостойкой краской – просто для красоты. Пришла пора переходить к следующему этапу – установка на транец.
Устанавливаем колёса на место
Крепление колес на транец – значительно более сложный процесс, чем может показаться на первый взгляд. Так что, подходить к этому этапу стоит серьезно. Для этого и написана данная инструкция.
В первую очередь нужно приложить крепления колеса на деревянный транец. Сделайте отметки по отверстиям, расположенным в верхней части креплений. При помощи дрели просверлите в транце отверстия нужного вам диаметра.
После этого возьмите небольшой текстолитовый, дюралюминиевый или алюминиевый лист (размером в 2 спичечных коробка) и проделайте точно такие же отверстия в нем.
Приложите полученный перфорированный лист с внутренней стороны транца и проденьте в отверстия в нем и дереве болты – шляпка должна располагаться со стороны лодки.
Этот металлический лист позволит равномерно распределить нагрузку по большой площади. А расположение болтов шляпкой внутрь гарантирует, что резиновый борт лодки не будет поврежден об острый выступ.
На торчащие болты насадите шайбы подходящего размера. Осталось только насадить колеса отверстиями на эти болты и закрепить гайкой с ещё одной шайбой.
Конечно, при этом не забывайте следить, чтобы колеса оказались под транцем (если вы используете систему креплений колес с углом).
Повторите процедуру со вторым колесом. Работа завершена. Можете смело устанавливать навесной транец на свою резиновую лодку и с комфортом катить её к берегу – по камням, песку и грязи.
Подводим итоги
Как видите – изготовление транцевых колес не отличается сложностью. Любой человек, имеющий хотя бы минимум навыков работы с инструментами, деревом и железом, без труда справиться со всей работой за считанные часы.
Причем в результате цена новых колес будет минимум в 2-3 раза ниже, чем у купленных в специализированном магазине.
Возможно, кому-то инструкция показалась довольно сложной. На самом же деле все значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Так что, достаточно только приступить к работе, и вы не заметите, как пролетит время.
Ну а после завершения вы сможете с полным правом хвалиться перед знакомыми своими навыками по изготовлению и установке транцевых колес.
Как сделать транцевые колеса для лодки своими руками
Одним из существенных недостатков транцевых колес является их относительно высокая стоимость. Не каждый любитель рыбалки готов выложить 4-5 тысяч рублей на покупку устройства, позволяющего всего лишь перевезти лодку, например, от автомобиля к водоему. На этой почве многие интересуются возможностью сделать приспособление своими руками.
К сожалению, среди огромного количества информации, представленного в сети интернет, большая половина посвящена именно процедуре установки, даже если в тематике значится изготовление самодельных колес. В результате владельцу лодки предлагается купить готовые узлы, стоимость которых едва ли будет меньше, чем стоимость готового комплекта.
Нас же интересует самоделка и этапы ее изготовления от самого начала. Исключение составят лишь сами колеса, потому как без покупки готовых элементов здесь не обойтись. Все же остальное не просто выполнимо, но и достаточно элементарно.
Основные виды
Данный вопрос необходимо затронуть, так как все устройства отличаются друг от друга, и при проектировании чертежа эти отличия придется учитывать. Традиционно считается, что существует четыре вида транцевых колес. Они определяются в зависимости от особенностей крепежного фланца.
- Перекидные колеса могут переводиться в два положения. В первом положении они обеспечивают транспортировку лодку по суше, а во втором положении поднимаются вверх и не препятствуют движению лодки по воде.
- Быстросъемные колеса устанавливаются на транец только в одном положении. Когда же в них нет нужды, они отстегиваются посредством специального механизма.
- Колеса на струбцинах популярны тем, что для крепления не требуют никаких сложных устройств и приспособлений. Стойки колес притягиваются струбцинами к транцу.
- Колеса на шпильках можно назвать частным случаем быстросъемных устройств, так как монтаж и демонтаж сводится к паре элементарных действий по фиксации шплинта.
Представленной классификации недостаточно, чтобы немедленно начать изготавливать приспособление для транспортировки, поэтому рассмотрим еще некоторые отличия разных видов колес. Прежде всего, они отличаются размером стойки. Обычно под этим параметром подразумевается расстояние от крепления к фланцу до оси колеса. Вся геометрия стойки выбирается, исходя из нескольких фундаментальных условий:
- Минимальное расстояние от нижней части фланца до нижнего края транца составляет 5 мм.
- Минимальное расстояние между колесом и днищем лодки составляет 20 мм.
- В случае изготовления перекидных колес последние должны свободно складываться и не цеплять за элементы обшивки лодки.
Еще одним важным моментом является выбор формы стойки, поэтому транцевые колеса для пайольных лодок вряд ли подойдут к лодкам НДНД (с надувным днищем низкого давления). У последних днище выступает за плоскость транца, поэтому прямые стойки колес установить будет невозможно. Для таких лодок стойки имеют изгиб, величина которого рассчитывается, исходя из параметров модели.
Материалы и оборудование
Еще не определившись с чертежами, можно составить примерный перечень материалов и оборудования, которое потребуется для изготовления лодочных колес. Колеса придется купить в готовом виде. Желательно обращать внимание на экземпляры с камерой. Они обеспечат большую устойчивость и плавную транспортировку.
Обратите внимание на наличие подшипников, а вернее, на их отсутствие. Так как лодку придется спускать на воду, заталкивая в водоем, то подшипники быстро выйдут из строя.
Существуют специальные подшипники с усиленным корпусом, но они устанавливаются на лодочных прицепах. Учитывая тот факт, что лодка на транцевых колесах будет перемещаться на малые расстояния, вполне подойдут втулки, а не подшипники.
Стойка колеса выполняется из трубы диаметром 25 мм и толщиной стенки 2,5 мм или металлического профиля 25х25 мм. Предпочтение следует отдать материалам из нержавеющей стали, оцинковки или с антикоррозийным покрытием. Если стойка будет изготавливаться из трубы, то сделать изгиб можно, предварительно разогрев ее горелкой. С профилем такая процедура не получится, так что придется его резать на части, а затем сваривать в нужной геометрии.
Выполнить крепление колеса к стойке не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Решений здесь может быть несколько, и у каждого мастера есть поле для экспериментов. В стенках трубы на диаметрально противоположных сторонах необходимо сделать пропилы длиной по 4 см. В них вставляется пластина соответствующей толщины, которая будет выступать от торца трубы на 15 – 20 мм. В местах пропилов пластина приваривается к трубе.
В результате получится платформа для будущей оси колеса, в роли которой выступает обычный болт. Диаметр этого болта зависит от внутреннего диаметра втулки колеса. При использовании профиля подобных изобретений выдумывать не придется. Можно болт приварить к боковой стенке профиля.
Для крепления колеса могут потребоваться шайбы, гайки соответствующего размера или шплинты. О способе крепления написано будет позже. Фланец будет изготовлен из отрезка П-образного профиля. Также потребуются болты или шплинты, с помощью которых стойки будут крепиться к фланцу. Следует помнить и про крепление фланца к транцу и нужно приобрести соответствующую фурнитуру.
На струбцинах
Тот факт, что установить транцевые колеса на лодку ПВХ или резиновую надувную лодку можно при помощи струбцин, дает возможность достаточно простым способом изготовить устройства, по функционалу и надежности ничем не отличающиеся от заводских. Стойки колес на струбцинах в большинстве своем прямые, поэтому могут устанавливаться только на пайольные лодки. Казалось бы, можно стойки сделать с изгибом и приспособить колеса для лодки НДНД, однако именно в этом типе устройства присутствует платформа, на которую лодка опирается днищем. Естественно, выпирающее днище НД не позволит этого сделать.
В качестве материала для стойки следует выбрать профиль из нержавеющей стали. Все свое мастерство придется направить на крепление оси для колеса. Болт в этих целях использовать более предпочтительно, так как по краям шляпки болта его удобно обварить. Готовая резьба позволит закрепить колеса путем накручивания гайки и контргайки, но встречаются решения со шплинтом. На болт надевается колесо, далее устанавливается шайба. Просверливается отверстие под шплинт, а оставшаяся часть болта срезается болгаркой.
Перекидные
Наша цель заключается в том, чтобы изготовить колеса, устанавливаемые на лодку ПВХ, независимо от типа днища. Их функциональность должна позволять быстро готовить лодку к транспортировке. Сразу отметим, что от типа фланцев метод крепления колеса к стойке не зависит, поэтому можно воспользоваться советами, приведенными выше. В качестве альтернативы предложим еще один способ.
На чертеже указано крепление колеса. Роль оси выполняет втулка, вваренная в стойку. В результате получится практически готовое устройство.
Заметьте, что изгиб стойки обеспечен за счет соединения профиля под углом. Место сварки тщательно обрабатывается, поэтому шов практически не виден. Осталось продумать конструкцию перекидного устройства. В самом простом исполнении, требующем наименьших затрат, верхние части стоек выглядят следующим образом.
Фланец выполняется из П-образного профиля. Он снабжается штифтом, поэтому стойка в любом из положений входит в надежное зацепление.
В данной конструкции придется еще просверлить отверстия под болты, ведь фланец должен крепиться к транцу лодки. В целом, можно заново и по порядку переписать алгоритм установки транцевых колес.
- Удобнее всего работать, когда ложка лежит днищем вверх.
- Готовая стойка примеряется к транцу. Необходимо обратить внимание, чтобы между колесом и баллоном лодки оставался зазор. Зазор между покрышкой и днищем должен быть около 4 см, чтобы налипшая на колесо грязь не мешала транспортировке.
- При установленных параметрах необходимо развести колеса на максимально возможное расстояние, тем самым, увеличив устойчивость лодки.
- В намеченных местах засверлить транец сверлом 3 мм, а затем – 8мм. Дрель следует держать перпендикулярно плоскости транца.
- Установить стойки.
Быстросъемные
Идея создания быстросъемных колес основана на особом механизме фланца, который позволяет оперативно отстегнуть стойки или пристегнуть их при необходимости. Самый удобный вариант – пружинный механизм. На первый взгляд может показаться, что изготовить такое устройство своими руками невозможно, но при желании механизм несколько упрощается и становится доступным для конструирования.
Прежде всего, отметим в каждом виде складного узла одну деталь – присутствует подвижный штифт, который и является своеобразной защелкой, удерживающей стойку в креплении (фланце). Подпружиненный подвижный штифт изготавливается по нескольким сценариям. Мы приведем всего лишь один пример.
В стойке просверливается вырез, толщиной равной диаметру штифта и длиной 25 мм. Сам штифт должен иметь длину, равную диаметру трубы, из которого сделана стойка, плюс с каждой стороны он выступает на 5-6 мм. Посередине штифта необходимо сделать канавку. Это место будет спрятано внутри стойки. За канавку будет зацеплена пружина. Второй конец пружины закрепляется в нужном месте стойки винтом, под который предварительно нарезана резьба.
Для изготовления фланца можно использовать П-образный профиль или заготовку из метала толщиной 3 мм. Выемки под штифты – фиксаторы вырезаются болгаркой, а затем обрабатываются механическим способом. Неподвижный фиксатор выполнен в виде шпильки, которая вставляется в отверстие и обваривается по кругу. Важно удалить лишний шлак и выровнять шов так, чтобы выступы штифта свободно входили в выемки фланца.
Полезные советы
Наверняка читатель заметил, что мы не стараемся привести единой и неоспоримой теории, давая возможность начинающему мастеру проявить фантазию. Действительно, единой схемы сборки транцевых колес существовать не может. В качестве примера приведем два варианта изготовления стоек для лодки НДНД. Отличительная особенность заключается в наличии выступа днища, поэтому применять прямые стойки не получится, так как они будут упираться в камеру днища.
- В первом случае можно использовать изогнутую на угол 120 градусов стойку. Она крепится к транцу и идет сначала параллельно его плоскости. Колено стойки получается как раз перед выступом днища, а сама стойка изогнута так, что колеса смещены чуть назад.
- Во втором варианте используются фланцы 0-45, фиксирующие стойки изначально под углом 45 градусов к плоскости транца. Стойка сначала уходит немного назад, обходя выступ, а затем изгибается в сторону кормы. Таким образом, колеса оказываются «спрятанными» под лодкой.
Первый вариант транспортировочных колес предпочтительнее использовать, если перемещать плавсредство носом вперед, а второй – кормой вперед. Однако строгих требований к форме стойки нет.
Во всех случаях, кроме применения струбцин, придется сверлить транец. Попадание влаги в отверстия приведет к скорейшему разбуханию фанеры. Чтобы этого не произошло, в отверстия обязательно нужно набить герметик. Естественно, такое соединение не предусматривает постоянный монтаж и демонтаж фланцев. Вот почему процедура снятия колес или их перестановка должен быть удобным и незатруднительным.
Изготовление фланцев и стоек связано с такими популярными работами, как резка металла и его сварка. Каждую деталь рекомендуется обрабатывать напильником, снимать заусенцы, сбивать шлак, снимать фаску. Если пренебречь этим советом, то можно пораниться или повредить материал лодки.
Все манипуляции проводятся не спеша. Главное помнить основное правило про семикратные изменения. Если в некоторых источниках вы нашли более удачный на ваш взгляд проект, не поленитесь почитать отзывы автора после испытаний. Заметьте, здесь не было приведено ни одного расчета усилий, а между тем, для заводского производства это неотъемлемая процедура.
Колеса для лодок: какими бывают, как выбрать и установить?
Нередко перед владельцами лодок возникает вопрос об их транспортировке. Бытует мнение, что проплыть на водном транспорте около 1 тысячи километров легче, чем переместить ее по суше на 100 метров. Благодаря развитию технологий данная процедура упростилась, так как сейчас на рынке представлен большой выбор лодочных колес.
Зачем нужны?
Транцевые колеса для плавательных средств из ПВХ, а также из металла используются для перемещения транспорта на воду. Так как масса лодки в совокупности с подвесным мотором велика, один человек не сможет самостоятельно заняться ее транспортировкой. На сегодняшний день для перевозки водного транспорта рыбаки используют колеса с «косынками». Данные конструкции характеризуются простотой сборки, установки, комфортом в применении и доступной стоимостью.
В ситуации, когда используется лодочный мотор, транцевые колесные опоры не оказывают неудобств в управлении агрегатом. Они устанавливаются на транец надувных лодок или на корпус из металла. С помощью данного приспособления рыбак без лишней помощи сможет отправить свое снаряжение на водоем и вывести его на сушу. Транцевые колеса для лодок без труда можно смонтировать и так же легко снять.
Данный элемент имеет вид транспортировочного шасси, которое крепится при помощи двух кронштейнов. Благодаря последним колеса могут двигаться.
Данный аксессуар считается удобным за счет отсутствия надобности его снимать при спускании лодки на водоем. При этом он просто поднимается кверху и транспорт может двигаться по воде.
К предназначению транцевых колес можно отнести следующее:
- упрощение перемещения лодки с суши на воду;
- мобилизация плавсредства.
Преимущества данного приспособления:
- комфорт в применении;
- функциональность;
- компактные размеры;
- возможность экономии времени и средств;
- простая конструкция;
- легкость монтажа;
- длительность использования.
Минусом колес для лодок можно назвать только высокую цену, однако этот момент можно исправить, создав аксессуар самостоятельно.
Благодаря простой конструкции транцевые колеса не отличаются широким разнообразием. При этом каждая из разновидностей данного транспортировочного приспособления имеет свои функциональные особенности и границы использования. Не любые колеса могут подойти к тому или иному плавсредству. Большим спросом у владельцев лодок пользуются транцевые, носовые, траверсные, быстросъемные, поворотные колеса, а также передние. Транспортные колеса для лодок могут быть с надувным или жестким днищем.
Основные разновидности колес для перемещения лодки.
- Откидные. Приспособления данного вида изготавливаются из бесшовных труб диаметром 3,2 и толщиной стенки в 0,25 см. В рабочее состояние их приводит подпружиненный перекидной механизм. После того как плавсредство было перемещено, совершать демонтаж колес не нужно. Они с легкостью поднимаются кверху после откручивания фиксирующего болта. Для установки аксессуара на лодку стоит подбирать стойку с изгибом, а не прямую.
- Быстросъемные. Колеса характеризуются особой функциональностью фланца. Съемные приспособления не имеют возможности сложиться или подняться кверху. Их демонтаж возможен одним движением, так как в конструкции присутствует подпружиненный механизм. Быстросъемные колеса часто используются в пайольных и НДНД лодках. Благодаря фланцам разного типа фиксация стоек может быть не только параллельной, но и под углом. Для пайольных плавсредств лучше использовать колеса с длиной ноги в 0,5 м, а для остальных – 0,57 м.
- На струбцинах. В данном случае для крепления фланца можно обойтись без сверления. Колеса на струбцинах необходимо навешивать на транец, после чего притягивать с помощью винта. Данные приспособления не актуальны для НДНД плавсредств. Периодически устанавливая колеса на лодку, можно заметить образование характерных следов на ее поверхности.
Чтобы избежать таких повреждений, рекомендуется применять подкладки, которые увеличивают опорную площадь.
- На шпильках. При помощи шпилек приспособления прикручивают к транцу с одной стороны. Также этим аксессуарам присуще наличие отверстий для шплинтов с параллельной стороны. В этом случае стойку надевают на шпильки и защелкивают шплинт.
Среди популярных и востребованных колес для лодок можно выделить следующие.
- Трансформеры КТ-5. Приспособление характеризуется наличием затворной конструкции и креплением шасси в сложенном виде лодки. Особенностями этого аксессуара для плавсредства можно назвать удобство и компактность.
- Автоматические КТ-ЗН. У модели присутствует возможность автоматического фиксирования. Такие колеса чаще всего используют для надувных лодок или небольших транспортных средств с жестким корпусом. Преимуществами устройств можно назвать качественный материал и сборку, а также надежность и удобство при использовании.
- Поворотно-складные. Монтаж данных приспособлений осуществляется при помощи 4 болтов. Наличие поворотного устройства позволяет регулировать их положение. Колеса изготовлены из прочной нержавейки, а также высококачественного пластика.
Как выбрать?
Владельцы водного транспорта часто задаются вопросом, какие колеса приобрести для лодки из ПВХ, с НДНД, алюминиевой, резиновой, с надувным дном или для моторной. Делая выбор, нужно руководствоваться массой факторов.
Первое, на что стоит обратить внимание – это вес, который может выдержать приспособление. Данный показатель нужно сопоставить с весом лодки, которая имеется в наличии. Далее стоит смотреть на форму стоек. Шасси на прямых стойках считаются сложно деформируемыми, чего не скажешь об изогнутых.
Однако если плавсредство не имеет большого веса и мощного мотора, то можно купить изогнутый вариант.
Если стойки изогнуты, то потребитель должен обращать внимание на толщину материала, из которого они изготовлены, а также на качество и надежность швов. Металл изделия должен характеризоваться коррозийной стойкостью, так как ему придется постоянно контактировать с жидкостью. Шина транцевого колеса может быть изготовлена из цельной резины или пластика, а также быть пневматической.
При использовании приспособлений на каменистой дороге стоит отдать предпочтение надувным колесам, в противном случае транспортировка плавсредства будет очень тяжелой. Если берег ровный, то можно покупать колеса любого вида. Однако для песочных и глинистых участков оптимальным вариантом считается широкое колесо. Недостатком пневматического колеса является высокий риск проколов, а также необходимость в регулярном подкачивании.
Потребителю стоит знать, что стоимость транцевых приспособлений обычно выше, нежели у цельнорезиновых. Помимо материала изготовления колес, стоит также обращать внимание на их диаметр. Чем больше данный показатель, тем легче будет перевозка водного транспорта. Не стоит забывать и о размерах транца, высоту.
Колеса для лодок могут быть выполнены на основе подшипников и втулок. При наличии первого варианта перевозка плавсредства будет легкой и плавной, пользователь может не опасаться, что агрегат заклинит при контакте с песком или грязью. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что транцевый вид является самым комфортным и надежным, однако дорогим.
Особенности установки
Процедура крепления транцевых колес на лодку довольно ответственная, так как в случае халатного отношения может быть поврежден корпус плавсредства. С этой целью пользователь должен руководствоваться инструкцией по эксплуатации колес, в которой детально описана данная процедура. Нюансы могут возникать в зависимости от особенностей шасси.
Общие рекомендации по установке колес на лодку.
- Колеса прикрепляются к плавсредству в ненакачанном состоянии.
- Когда прикладываются элементы шасси, стоит убедиться, что во время монтажа не повредятся косынка, пайолы и остальные детали.
- Размечаются соединения. С этой целью требуется приложить крепежи к транцу, после чего при помощи карандаша отметить границы. Стоит помнить, что в данном случае нужно оставлять зазор ниже транца на 10 сантиметров.
- Сверлятся отверстия. Проводить эту процедуру стоит согласно точкам, что ранее были намечены. Чтобы процесс был более точным, можно использовать угольник.
- Отверстия и детали обрабатываются с помощью герметика. Это мероприятие обеспечивает дополнительную защиту от гниения и попадания влаги. Также герметики способствуют прочности сцепления.
- Монтаж крепежей. Крепежную пластину необходимо закрутить болтами, в которых предварительно установлены шайбы. Затягивание гаек не стоит делать быстро, стоит соблюдать плавность и очередность.
- Установка колес. На крепление нужно монтировать раму под колесо. Следующим шагом будет вставка фиксирующего шасси болта. В последнюю очередь устанавливают колесо и фиксируют его при помощи гайки.
На крепление шасси к плавсредству обычно уходит от 60 до 120 минут. На скорость данной процедуры оказывают влияние навыки мастера и его опыт в данном деле. Для того чтобы транспортировка лодки была максимально простой, лучше использовать транцевые колеса. При желании сэкономить на покупке данного приспособления владелец лодки может изготовить колеса самостоятельно.
При выборе аксессуаров для перемещения плавсредства стоит отдавать предпочтение тем, у которых крепежные элементы изготовлены из нержавейки.
Установка колес должна осуществляться с особой внимательностью, чтобы не повредить водный транспорт и исключить проблемы при работе его мотора.
О том, как смастерить транцевые колеса на лодку ПВХ с нуля, смотрите в следующем видео.
Установка транцевых колес на ПВХ лодку своими руками
Современная рыбная ловля не может обходиться без качественного плавсредства. Но чтобы упростить задачу транспортировки лодки из ПВХ, загруженную снастями и амуницией рыбака к конкретному водоему, производители рыболовных принадлежностей предлагают большой ассортимент транцевых колес.
Если есть желание и возможности, колеса для перемещения судна можно изготовить самостоятельно в домашних условиях. Особенно актуально иметь транцевые колеса, когда рыбалка осуществляется в одиночку.
Транцевые колеса для плавсредств из ПВХ представляют собой транспортировочные шасси, для крепления которых используют кронштейны (2 шт.). Именно кронштейны приводят колеса в рабочее состояние (вверх и вниз).
Такой функциональный аксессуар позволяет одному человеку беспрепятственно перемещать по берегу, спускать на воду и выгружать с воды на сушу накаченную лодку. Удобство транцевых колес заключается в отсутствии необходимости снимать их после приводнения плавсредства, достаточно поднять их вверх и можно плыть.
При установке шасси, особое внимание должно уделяться размещению кронштейнов на транце, поскольку от этого будут зависеть ходовые характеристики на берегу, а также поворотная способность мотора при эксплуатации лодки.
Функции
К функциональным задачам транцевых колес относятся:
- Упростить процесс доставки лодки с берега на воду.
- Сделать плавсредство мобильным.
Учитывая значительный вес плавательного средства, оснащенного подвесным мотором, поднять и переместить его в нужное место уже представляет сложность для одного человека.
Конечно, позвать на помощь можно, но зачем, когда для таких целей предусмотрены транцевые колеса.
Именно они дает возможность сохранить силы владельцу, беспрепятственно доставлять судно к водоему и обеспечивают хорошее настроение для рыбной ловли.
Название аксессуара определяет их место крепления, их устанавливают на жесткий транец надувной лодки. Благодаря такому простому приспособлению, один человек вполне может обходиться без посторонней помощи, чтобы спустить снаряженное судно на воду, а потом поднять его на берег.
Преимущества и недостатки
К положительным качествам колес, установленных на транце лодки, можно отнести:
- Удобство при эксплуатации.
- Хорошие технические качества.
- Функциональность изделия.
- Компактность.
- Экономия временных затрат на перемещение судна с суши на воду и наоборот.
- Мобильность.
- Простота конструкции и монтажа на лодку.
- Не препятствуют управлению судна.
- Длительный эксплуатационный срок службы.
К отрицательным моментам относятся:
- Стоимость аксессуара, но его можно изготовить самостоятельно.
Транспортировочные шасси выпускаются в следующих разновидностях:
Трансформеры КТ-5
Данная модель имеет затворную конструкцию, где шасси крепятся параллельно транцу лодки в сложенном положении, что позволяет упаковать надувное плавсредство без снятия шасси.
Такая конструкция весьма выгодна для пользователя: удобная, компактная, в походном положении шасси размещаются за транцем и не мешают управлению судном.
За счет своей функциональности, конструкция КТ-5 обеспечивает комфортное перемещение лодки одним человеком, где нет необходимости обращаться за посторонней помощью.
В качестве материала для основы, монтирующейся на транец судна, применяется сталь с толщиной 3 мм. Для стойки колеса используют профильную трубу с системой пазов, которые способствуют быстрой установки, снятию или изменению положения шасси из рабочего состояния в походное.
Колеса этой разновидности оснащены автоматическим пружинным механизмом, что позволяет перемещать лодку по неровным поверхностям (не образуют люфтов, дребезжания).
Автоматические (КТ-3Н, КТ-3НУ)
Такая модель изготавливается из нержавеющей стали, оснащена системой автоматической фиксации, применяется для надувных плавсредств со стационарным транцем, либо для лодок небольших размеров с жестким корпусом.
Преимущества:
- Высокое качество материала, сборки.
- Надежность.
- Отличный дизайн.
- Оптимальное решение для перемещения судна на дальние дистанции.
- Удобство при эксплуатации (легко и просто приводятся в эксплуатационное положение, также и собираются).
В процессе производства автоматических колес серии КТ используют лазерную порезку, а швы свариваются аргонной сваркой, в результате достигается высокая точность и оригинальный внешний вид.
Такая конструкция способна выдерживать снаряженную лодку с весом 120 кг.
Складные
Изделие устанавливается на внешнюю сторону транца, что позволяет беспрепятственно складывать шасси и вниз и вверх. Для фиксации изделия используются пружины, расположенные внутри стойки, изготовленной из нержавеющей стали.
Не только стойки, но и остальные детали производятся из нержавейки и наделены сверхпрочностью, устойчивы к пресной (изделие KS-03) и к морской (изделие KS-04) воде.
Преимущества:
Легко снимаются и складываются
Нет необходимости каждый раз монтировать и демонтировать изделие
Ручной способ крепления, не мешают управлению судном
Есть вариант упаковки спущенной лодки вместе с колесами, применяется для любых видов надувной лодки из ПВХ, максимальная нагрузка на колеса составляет 180 кг.
Поворотно-откидные
Модель применяется для перемещения надувной лодки одним человеком на ближние расстояния.
Монтируются к фанерному стационарному транцу с помощью 4 болтов. Благодаря поворотному устройству, регулируется положение и вверх и вниз за счет крепежной шпильки.
Все детали изготовлены из прочной нержавеющей стали, а диски – из пластика высшего класса.
Как сделать своими руками?
Прежде всего, нужно определиться с имеющимися размерами конкретной лодки, чтобы установленные шасси не мешали управлению судном.
Необходимые материалы и инструменты:
- 2 колеса с диаметром 35 см и шириной 60-80 мм.
- Профиль квадратной формы с сечением 25×25 мм из нержавейки.
- Трубка с подходящим диаметром для установки колес.
- В качестве крепежных элементов подойдут шплинты, шайбы, болты, гайки.
- Ножовка по металлу, плоскогубцы, гаечный ключ, электродрель.
Пошаговое руководство по изготовлению:
- Определяем место для монтажа на транец квадратного профиля (без ущерба для работы подвесного мотора).
- Отмеряем отрезок вниз с учетом, что колеса должны размещаться немного ниже нижнего края транца на длину радиуса с добавлением 5 см. Такой размер позволит добиться нужного уровня безопасности и уменьшит сопротивляемость во время хода судна.
- Кронштейн для установки шасси может быть и прямым, и под соответствующим углом. Первое исполнение считается самым надежным и доступным в производстве. Здесь меньше сварочной работы, и к тому же, цельный кронштейн способен выдерживать серьезное воздействие.
Второе исполнение, где кронштейн сваривается под углом, предполагает расположение колес под днищем лодки, без вмешательства в работу подвесного мотора.
Здесь нужно отпилить от профиля 4 отрезка подходящей длины для конкретного плавсредства. С помощью сварки приварить трубки (для насаживания колец) к нижней части профиля.
В трубках просверлить сквозное отверстие, чтобы за счет шплинта зафиксировать кольца. Помимо этого, к внутреннему кольцу трубки необходимо приварить гайку с подходящим диаметром, чтобы исключить прижатие изделия к крепежным элементам.
На внешнем конце целесообразнее установить пластиковую или резиновую пробку, во избежание попадания влаги внутрь.
В верхней части, электрической дрелью делаются 2 отверстия насквозь, через которые монтируются шасси на транец.
2 готовых части крепления соединяются сваркой. Допустимый угол между ними 35-45 градусов. При необходимости, концы можно подрезать.
Чертеж:
Элементы конструкции:
Как закрепить?
Чтобы правильно поместить аксессуар на транце, следует придерживаться следующих действий:
- Крепление нужно приложить на деревянный транец и по отверстиям нарисовать отметки. Электрической дрелью проделать в транце отверстие нужного диаметра.
- На последующем этапе понадобится лист из текстолита, дюралюминия, алюминия небольших размеров, на котором проделываются аналогичные отверстия. Подготовленный лист нужно приложить к внутренней стороне транца и произвести отверстия как в дереве.
- Устанавливать болты правильнее шляпками с внутренней стороны лодки.
- Колеса монтируются на болты и крепятся гайкой и шайбой.
Рекомендации:
- Для упрощения транспортировки надувной лодки целесообразнее применять транцевые колеса.
- Чтобы сократить расходы на приобретение готового изделия, можно изделие изготовить самостоятельно.
- Крепежные элементы должны быть из нержавеющей стали.
- Устанавливать аксессуар на транец нужно особенно внимательно, чтобы исключить повреждение бортов плавсредства и не мешать работе подвесного мотора.
Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.
Транцевые колеса для лодки пвх своими руками
Современная рыбалка неразрывно связана с наличием лодки. Она не только упрощает процесс рыбалки, но и делает его эффективным. Но мало иметь лодку, ее еще необходимо переместить к месту рыбалки, которое может находиться на значительном удалении от дома. В магазинах можно найти специальные транцевые колеса, которые упрощают процесс транспортировки. При этом следует отметить наличие различных, совсем недешевых изделий.
Но, чтобы не платить лишних денег, подобные колеса можно сделать самому, в домашних условиях, тем более, что особых сложностей не наблюдается. Они особенно необходимы в условиях, когда рыбалка осуществляется в одиночку, хотя, как правило, рыбаки выезжают на рыбалку по нескольку человек.
Транцевые колеса для лодки ПВХ – это транспортировочное шасси, которое крепится при помощи 2-х кронштейнов. С помощью этих кронштейнов осуществляется перевод колес в транспортное положение или наоборот.
Наличие транцевых колес делает лодку более функциональной. Без посторонней помощи ее можно перемещать по берегу, вытаскивать из воды и спускать на воду. Достоинство их в том, что нет необходимости в их снятии при спуске на воду: достаточно перевести их в соответствующее положение.
В процессе обустройства лодки подобным девайсом, особое внимание следует уделять размещению крепежных элементов на транце. Их положение может повлиять на маневренность лодки, как на воде, так и на суше.
Функции транцевых колес
Основная задача наличия транцевых колес сводится к:
- Упрощению процесса доставки лодки с суши на воду.
- Мобильности ПВХ лодки, особенно на суше.
Если лодка снабжена мотором, то переместить ее одному человеку достаточно сложно. Не столько тяжело, сколько неудобно из-за существенных габаритов. Задача сильно упрощается, если рыбачить приходится вдвоем. Если такой возможности нет, то помощниками будут транцевые колеса.
Их наличие делает процесс рыбалки особенно интересным и эффективным. С помощью лодки имеются все шансы ловить рыбу в таких местах, к которым с берега не удастся добраться. Как правило, рыбалка с лодкой – это всегда результативная рыбалка и, как результат – отличное настроение.
Название колес происходит от места их крепления – коим является транец. Транец – это жесткая часть надувной лодки, где крепится мотор. Благодаря наличию транцевых колес, один человек, без посторонней помощи, сможет перемещать лодку ПВХ без особых усилий вдоль берега, а также опускать ее в воду и вытаскивать из воды.
Главная задача – это правильно и надежно закрепить приспособление, чтобы оно не подвело в процессе рыбалки.
Достоинства и недостатки наличия транцевых колес
Транцевые колеса, установленные на лодке ПВХ, имеют ряд преимуществ. Например:
- Появляются дополнительные удобства в процессе эксплуатации.
- Лодка приобретает новые технические качества.
- Повышается функциональность плавсредства.
- Транцевые колеса занимают мало места.
- Экономится полезное время, связанное с перемещением лодки.
- Повышается мобильность изделия.
- Простота устройства и крепления.
- Наличие колес не влияет на управляемость лодкой.
- Дополнительный срок службы приспособления.
К недостаткам их наличия следует отнести:
- Если их покупать, то они дорого стоят.
Решить этот недостаток поможет самостоятельное изготовление столь полезного приспособления.
Виды транцевых колес
Производители выпускают несколько видов транспортировочных шасси. Вот основные из них.
Трансформер КТ-5
Подобная модель имеет свою специфику установки. Шасси крепится к транцу таким образом, что их можно не снимать при транспортировке лодки в сложенном состоянии. Подобная конструкция имеет дополнительные достоинства, связанные с удобством в перемещении. При перемещении на воде, они не влияют на ее маневренность.
Такая модель шасси позволяет одному человеку, без особых усилий перемещать лодку с места на место.
Основным материалом конструкции является сталь, толщиной 3 мм. В качестве стоек для колес используется профильная труба особой конфигурации. Это позволяет быстро устанавливать приспособление и переводить его из транспортного положения в рабочее.
Кроме этого, колеса имеют пружинный механизм, который позволяет транспортировать лодку по неровной поверхности.
Автоматические КТ-3Н и КТ-3НУ
Основным материалом изготовления подобных устройств является нержавеющая сталь. Предназначаются модели для надувных лодок с жестко закрепленным транцем или для лодок, которые имеют жесткий корпус.
Преимущества автоматической фиксации:
- Устройство выполнено на высоком техническом уровне.
- Имеет высокую надежность.
- Отличается современным дизайном.
- Может служить оптимальным вариантом при перемещении лодки на дальние расстояния.
- Простота в эксплуатации.
При производстве автоматических устройств КТ применяется лазерная резка с последующей аргонной сваркой. Как результат – высокая точность, отличное качество и приемлемый внешний вид.
Эти колеса выдерживают плавсредство в снаряженном виде весом до 120 кг.
Складные транцевые колеса
Приспособление монтируется с внешней стороны транца, что позволяет без проблем складывать колеса снизу-вверх. Чтобы изделие зафиксировать, в конструкции применены пружины, которые располагаются внутри стоек и изготовленные из нержавейки. Следует заметить, что и остальные детали складных колес сделаны из нержавеющей стали, что обеспечивает конструкции завидную прочность и устойчивость, как к пресной воде (KS-03), так и к соленой воде (KS-04).
Преимущества подобной модели:
- Простота при установке, снятии и эксплуатации.
- Нет необходимости в постоянном снятии и установке шасси.
- Способ крепления не мешает управлению судном.
- Существуют варианты упаковки вместе с установленными колесами. Может устанавливаться на любую модель лодки ПВХ. Выдерживает нагрузку до 180 кг.
Поворотно-откидные шасси, для лодок ПВХ
Подобные конструкции ориентированы на транспортировку лодки одним человеком на не большие расстояния. Они устанавливаются с помощью 4-х болтов к транцу, сделанному из фанеры. Имеется возможность регулировки высоты их установки благодаря длине крепежной шпильки.
Для снятия приспособления достаточно отвинтить гайку, которая размещается с боковой части стойки. Колеса рассчитаны на перемещение веса до 140 кг.
Основные детали сделаны из нержавеющей стали, что свидетельствует о прочности изделия.
Изготовление транцевых колес своими руками
Размер конструкции должен соответствовать размеру лодки. Основная задача – сделать так, чтобы шасси не мешало маневренности плавсредства.
Для изготовления необходимо заготовить такие материалы и инструменты:
- Пару колес, диаметром 350 мм и шириной 60-80 мм.
- Профильную трубу, сечением 25х25 мм из нержавейки.
- Трубу подходящей толщины для монтажа колес.
- Крепежные элементы: гайки, болты, шайбы и т.д.
- Ножовку по металлу, электродрель, болгарку, гаечные ключи, плоскогубцы и т.д.
Этапы изготовления:
- Определяется место установки на транец квадратного профиля (чтобы не мешал работе двигателя).
- Отмеряют расстояние вниз, обращая внимание на то, что колеса должны быть установлены, чуть ниже нижнего края транца, взяв за основу радиус колес и добавив 5 см. Это самое оптимальное расположение колес, которое не повлияет на ходовые возможности плавсредства.
- Кронштейн, где устанавливаются колеса, может быть изготовлен как под прямым углом, так и под другим углом. Кронштейн под прямым углом наиболее предпочтительней, поскольку его монтаж занимает минимум времени. К тому же, этот элемент способен выдержать большие нагрузки.
Второй вариант, более технологичный, но и более оптимальный, так как колеса размещаются под днищем лодки и не мешают работе лодочного мотора.
Для этого отпиливается от профиля 4 отрезка нужной длины и с помощью сварки они крепятся к нижней части профиля. В трубках следует просверлить по сквозному отверстию, чтобы можно было зафиксировать кольца. Кроме этого, к внутренней части кольца трубки приваривается гайка необходимого диаметра, чтобы изделие не прижималось к крепежу.
С внешней стороны лучше установить пластиковые или резиновые пробки, чтобы внутрь не попадала вода.
В верхней части следует просверлить 2 сквозных отверстия, которые предусмотрены для монтажа шасси к транцу.
Две части крепления свариваются вместе. Угол между ними может быть 35-45 градусов, в противном случае концы подгоняются.
После этого, как произведены все подготовительные работы, шасси устанавливаются на трубки и зажимаются гайками с шайбами. Итак, приспособление готово к эксплуатации. Если нужно, то конструкцию можно покрасить. Если материал нержавейка, то в этом нет необходимости.
Чертеж
Элементы конструкции
Способы крепления
Возможно несколько вариантов крепления. При этом, следует придерживаться некоторых рекомендаций, таких как:
- Крепление помещается на транец и по отверстиям делаются отметки карандашом. После этого, строго по центру сверлятся отверстия нужного диаметра.
- Следующие действия аналогичные, но отверстия сверлятся на листе из прочного материала, такого как текстолит, алюминий или дюралюминий. Этот лист прикладывается к внутренней стороне транца и с помощью карандаша метятся отверстия, как и в предыдущем случае.
- Болты лучше устанавливать с внутренней стороны лодки, чтобы гайки оказались снаружи.
- Колеса крепятся с помощью болтов, гаек и шайб.
Некоторые рекомендации:
- Для удобства транспортировки желательно использовать транцевые колеса.
- Готовое изделие стоит больших (сравнительно) денег, поэтому, наилучший вариант – это сделать шасси самостоятельно. Во-первых, это недорого, а во-вторых, это интересно.
- Все крепежные элементы и детали приспособления должны быть сделаны из нержавейки. Но это идеальный вариант. Если такой возможности нет, то можно изготовить и из обычного металла, но тогда придется тщательно покрыть конструкцию краской или водостойким лаком.
- Устанавливать транцевые колеса следует очень внимательно, чтобы не повредить саму лодку. Ведь это очень дорогостоящая вещь, которую потом придется ремонтировать.
Источники:
http://boatcity.ru/motor/tyuning-i-zapchasti-plm/delaem-trancevye-kolesa-svoimi-silami.html
http://pravonasilu.ru/lodki/dopoborudovanie/trancevye-kolesa-svoimi-rukami.html
http://wlooks.ru/lodki/kolesa/
http://primanki.com/equipment/transport/upgrade/kolesa-dlya-lodok-pvx.html
http://fishingday.org/trancevye-kolesa-dlya-lodki-pvx-svoimi-rukami/