164 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лодочный мотор зиф 5

Моторы лодочные

Моторы лодочные советского периода изготовлялись преимущественно с двухтактным двигателем внутреннего сгорания.

По числу цилиндров двигатели лодочных моторов разделялись на одно-, двух- и четырёхцилиндровые. По способу установки лодочные моторы подразделялись на подвесные (транцевые), бортовые и стационарные. Наибольшее распространение, благодаря лёгкости установки и удобству в эксплуатации, имели подвесные моторы, которые могут быть установлены на любую лодку с транцевой(плоской) кормой.

Размещение подвесного мотора за кормой обеспечивает лучшее использование габаритов лодки, не загрязняет её бензином и маслом, не требует установки специального рулевого управления, т. к. эта функция выполняется самим мотором с помощью румпеля (рукоятки) или заменяющего его приспособления.

Советские бортовые моторы были очень лёгкие, с небольшим объёмом цилиндра двигателя, крепились к борту лодки; имели удлинённый отъемный гребной винт, присоединённый непосредственно к коленчатому валу двигателя. Требовали установки отдельного рулевого управления. Были менее удобны, чем подвесные. Стационарные моторы устанавливались на более крупных лодках и небольших судах. Они были снабжены более мощным двигателем и стартерным механизмом мотоциклетного типа. Подвесные лодочные моторы к шестидесятым годам имелись в эксплуатации шести моделей: «Москва», ЗИФ-5, Рига-125, МЛ-20, ЛРМ-6 и МЛ-1.

Важнейшими узлами подвесных лодочных моторов являются двигатель; дейдвудная труба, соединяющая двигатель с приводом гребного винта; привод гребного винта, осуществляющий с помощью конических шестерён передачу от двигателя на винт; система подвески мотора; топливный бак.

1 – ЗИФ-5; 2 – Москва; 3 – ЛВР-6

Подвесной лодочный мотор “ЗИФ-5”

Основные узлы и агрегаты подвесного лодочного мотора

1 — бак; 2 — двигатель; 3 — система подвески; 4 — дейдвудная труба; 5 — гребной винт

Основные технические данные подвесных лодочных моторов

Привод гребного винта и винт мотора «Москва»

Привод гребного винта и винт мотора «Москва»: 1 — ведущая шестерня заднего хода; 2 — перекидная муфта; 3 — ведущая шестерня переднего хода; 4 — тяга реверса; 5 — рессора привода винта; 6 — ведомая шестерня; г — отъёмная часть корпуса; 8 — штифт гребного винта; 9 — резиновая втулка

Общий вид мотора «Москва» и крепление его на транце лодки

1950-е годы

Стационарный лодочный мотор СМ-255-Л

Охлаждение двигателя производится забортной водой с помощью самовсасывающего водяного насоса, установленного на корпусе редуктора и приводимого в действие от промежуточного вала ведущей шестерней редуктора. Малые габариты и небольшой вес мотора допускают установку его на самых лёгких судах.

Кают-Компания “Катера и Яхты”

ЗИФ-5 отличия от Стрелы

ДАРовец 16 авг 2005

Rex 16 авг 2005

Стрела имеет следующие отличия от ЗИФ-5:усилен кронштейн крепления и удленнен,выхлопной патрубок значительно увеличен,выхлопная труба запресована в патрубок с натягом,топливный бак усилен за счет внутренней накладки . Поршень снабжен усиленными латунными стопорами в связи с этим изменены замки поршневых колец.Шатун нижней головкой соединяется с коленчатым валом двухрядным роликовым подшибником ролики диам.4мм.42 штуки
Коленвал имеет усиленный хвостовик за счет выполнения профиля распределительного кулачка магнето непосредственно на хвостовике вала за счет увеличения диаметра конуса ,резьба на конусе М14шаг 1,5.Маховик изготовлен из аллюминиевого сплава имеет 3 магнита соединяется с валом сегментной шпонкой ведомое кольцо пускового устройства снабжено
бандажем ограничичивающее выступание поводков что предохраняет от поломок при обратной вспышке.В гайке обтекателя установлен манжетный сальник не требующий подтяжки.Могу прислать список невзаимозаменяемых
деталей.
С уважением ко всем водномоторникам !

Вот, наконец-то всё ясно! Всплывал вопрос о взаимозаменяемости маховиков Стрелы, ЗИФ-5 и Ветерка с Москвой. Т.к. у меня валяется Стрела, ну никак не мог понять, как её маховик умудряются напялить на Ветерок или наоборот. Оказалось, что мои подозрения верны, у неё конус точно больше и это не самодеятельность.

ДАРовец 17 авг 2005

Вот, наконец-то всё ясно! Всплывал вопрос о взаимозаменяемости маховиков Стрелы, ЗИФ-5 и Ветерка с Москвой. Т.к. у меня валяется Стрела, ну никак не мог понять, как её маховик умудряются напялить на Ветерок или наоборот. Оказалось, что мои подозрения верны, у неё конус точно больше и это не самодеятельность.

Уважаеемый Rex !
‘Стрела’-один из самых красивых по дизайну отечественный мотор.
Критики этого мотора говорят довольно странные слова о том,что
мотор плохой!Эти “теоретики”ничего не понимают в “Стреле”.Как тогда
можно объяснить,что”Стрела”работает до сих пор.В ходе общения с бывшими владельцами мотора и по своему опыту(отреставрировал в полном оригинале
самое трудное найти капот из 2х половинок)”Стрела”для своего класса
всегда оправдывала свое преднозначение,таскала плоты ,огромные
деревянные водоизмещающие лодки с 8-ю пассажирами,в тоже время
при несложной форсировке выдавала 8л.с.и учавсвовала в соревнованиях.
“Стрела”кушала любой бензин,есть случай когда мой знакомый турист
по нужде смешал бензин самогон одеколон и керосин из лампы и на этой адской смеси предварительно нагрев цилиндр прошел на моторе 8км.
Этот старик еще жив и может подтвердить сказанное в деталях.
Так что обладаете вы очень красивым и хорошим мотором.
Зап.части которые можно найти: кольца 62мм в любом мотоциклетном
рынке и магазине но покупать со штангельциркулем,катушка зажигания
полностью аналогична с Ветерком,Москвой в крайнем случае можно перемотать
если нужно найду перемоточные данные,подшибники 205,203,202 есть везде.
К “стреле”не подходит никакой махавик кроме родного,это на ЗИФ-5 можно
ставить отВетерка и Москвы10,12,5 посадачные места одинаковы и положение
магнитов позволяет работать зажиганию.

Читать еще:  Лодочные моторы кама

С уважением ДАРовец.

Rex 17 авг 2005

Уважаеемый Rex !
‘Стрела’-один из самых красивых по дизайну отечественный мотор.
Критики этого мотора говорят довольно странные слова о том,что
мотор плохой!Эти “теоретики”ничего не понимают в “Стреле”.Как тогда
можно объяснить,что”Стрела”работает до сих пор.В ходе общения с бывшими владельцами мотора и по своему опыту(отреставрировал в полном оригинале
самое трудное найти капот из 2х половинок)”Стрела”для своего класса
всегда оправдывала свое преднозначение,таскала плоты ,огромные
деревянные водоизмещающие лодки с 8-ю пассажирами,в тоже время
при несложной форсировке выдавала 8л.с.и учавсвовала в соревнованиях.
“Стрела”кушала любой бензин,есть случай когда мой знакомый турист
по нужде смешал бензин самогон одеколон и керосин из лампы и на этой адской смеси предварительно нагрев цилиндр прошел на моторе 8км.
Этот старик еще жив и может подтвердить сказанное в деталях.
Так что обладаете вы очень красивым и хорошим мотором.
Зап.части которые можно найти: кольца 62мм в любом мотоциклетном
рынке и магазине но покупать со штангельциркулем,катушка зажигания
полностью аналогична с Ветерком,Москвой в крайнем случае можно перемотать
если нужно найду перемоточные данные,подшибники 205,203,202 есть везде.
К “стреле”не подходит никакой махавик кроме родного,это на ЗИФ-5 можно
ставить отВетерка и Москвы10,12,5 посадачные места одинаковы и положение
магнитов позволяет работать зажиганию.

С уважением ДАРовец.

Так я это и сам знаю, приходилось (или посчастливилось) ходить и на Стреле, и на ЛМ -1, на всех “Москвах” и “Ветрах”, на Л 3/2 и Л6/3. Стрелу, к сожалению, наркоманы растащили, остался только редуктор, обтекатель ноги и бак, торсионные валы и винт. Востанавливать мне её смысла нет, дед-сосед “за так” отдаёт рабочую, когда мне надо будет. Кольца точно, ставили от “Восхода” 1-й ремонт, вот новые поршни трудно найти.

Лодочный мотор зиф 5

Стрела, ЗИФ-5 — марка лодочных подвесных моторов производства СССР с 1953 по 1965 годы. Выпускались двумя заводами: Заводом им. Фрунзе (позже КМПО им. Фрунзе) г. Куйбышев (Самара) и Ульяновским моторным заводом.

Содержание

Конструктивные особенности мотора

Мотор «Стрела» имел очень простую конструкцию. Одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объемом 175см3, развивавший 5 л.с. был установлен на верхней части дейдвудной трубы. К нижней части дейдвудной трубы крепился одноступенчатый конический редуктор с гребным винтом. В конструкции мотора отсутствовала водяная помпа. Вода подавалась в рубашку охлаждения цилиндра за счет напора воды, создаваемого гребным винтом. Мотор не имел упругих элементов подвески, что в сочетании с одноцилиндровым двигателем обуславливало сильную вибрацию лодки. Кожуха, закрывающего двигатель также не было. Бензобак размещался над двигателем. Топливо к карбюратору подавалось самотеком. Управление всасыванием смеси в кривошипную камеру — поршневое (как на мотоциклах), что обуславливало невысокую литровую мощность и затрудненный пуск. Разобщительной муфты мотор не имел.

Достоинства и недостатки

«Стрела» обладала рядом достоинств:
– простая конструкция, высокая ремонтопригодность;
– долговечность;
– невысокая стоимость самого мотора и запчастей к нему (до 1989 года, когда выпуск запчастей был прекращен);
– возможность работы на низкосортных бензинах и даже на керосине;
– высокий к.п.д. гребного винта, хорошая согласованность с тяжелыми водоизмещающими лодками;

Основные недостатки «Стрелы»
– большой вес;
– затрудненный запуск;
– неудобное расположение органов управления;
– отсутствие холостого хода;
– заливание двигателя водой при ходе на волне;
– высокий уровень шума и вибрации;

Социальное значение

Мотор «Стрела» был первым массовым лодочным мотором предназначенным для продажи населению СССР. Все выпускаемые до этого советские лодочные моторы («Пионер», ЛМ-1, ЛМР-6) поставлялись только организациям и артелям. Несмотря на все недостатки «Стрела» позволила приобщиться к водномоторному образу жизни сотням тысяч советских граждан. Фактически со «Стрелы» взяла свое начало целая индустрия водномоторных товаров в СССР. В последствии с появлением новых моделей подвесных мторов «Стрела» была снята с производства. Однако, после снятия с производства «Стрелы» специальные моторы для водоизмещающих лодок в СССР не выпускались. Поэтому рыбаки, сельские жители и туристы, имевшие в своем распоряжении тяжелые лодки продолжали эксплуатировать «Стрелы». Простая и долговечная конструкция позволяла поддерживать их «на ходу» до начала 90-х годов, когда запасы запчастей были полностью израсходованы.

Читать еще:  Лодочные моторы hdx отзывы

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли.

Затянул я с новым постом, но времени и сил не остается от слова совсем. Как и обещал, в этом посте закрою тему становления отрасли производства лодочных моторов в СССР. Пост будет большим, но 4-ю часть делать тоже перебор. Закрывать будем тремя наиболее яркими представителями, которые были произведены в больших количествах и дошли до наших дней. Некоторые экземпляры до сих пор используются на водоемах бывшего СССР по своему непосредственному назначению. Это моторы ЗИФ-5 («Стрела»), МЛ-20 «Чайка» и «Кама».

Начнем в хронологическом порядке с лодочного мотора «Чайка» МЛ-20:

Данный мотор выпускался приблизительно с 1948 по 1956 год в городе Щербаков (ныне Рыбинск). Мотор представлял собой точную копию английского лодочного мотора «British Anzani Pilot».

Двигатель мотора одноцилиндровый, двухтактный. Выдавал чуть менее 2 л.с. Он имел водяное охлаждение, для чего на гребном валу была установлена помпа. Довольно редкое решение для моторов такой мощности тех лет. Как правило, вода в систему охлаждения загонялась гребным винтом. По всей видимости, причина появления помпы довольно проста, ее скопировали вместе с мотором с британского аналога. Мотор был снабжен бензобаком на 1.5 литра, который выполнял роль кожуха, накрывая собой двигатель мотора. Также он имел отверстие посередине, в котором крутился маховик. Такая конструкция выглядела изящно и позволяла защитить владельца от случайных травм маховиком, но сыграла с мотором злую шутку.

Мотор не имел румпеля как такового, его роль выполнял металлический «поручень» опоясывающий мотор по периметру, на нем же был закреплен рычажок регулировки открытия дроссельной заслонки.

В целом можно сказать, что мотор был выполнен качественно, имел приятный внешний вид, хорошую систему охлаждения и малый вес. Однако пуск мотора был довольно затруднительным, а конструкторский просчет с баком мог довольно быстро вывести мотор из строя. Более того, у мотора были слабые уплотнения редуктора, из-за чего там постоянно находилось некоторое количество воды. В результате данный мотор, хоть и встречается на вторичном рынке, но в основном интересует коллекционеров, так как использовать его по прямому назначению довольно проблематично.

Всасывание топлива было поршневое, как на мотоцикле, что существенно затрудняло пуск двигателя. Зажигание контактное МЛ-10К, позже его версия для двухцилиндрового мотора также перекочевала на “Москву”, а затем на «Ветерки», где успешно использовалась вплоть до перехода на бесконтактную систему зажигания. Охлаждение мотора обеспечивалось потоком воды, загоняемым в систему гребным винтом, помпа охлаждения отсутствовала. Мотор имел двухлопастной винт, передачи отсутствовали, гребной винт приходил в движение сразу после пуска двигателя.

Достоинств у мотора немного и они весьма сомнительны. Основным достоинством было то, что его можно было купить. Также он был очень неприхотлив к качеству топлива, а двигатель имел довольно большой ресурс, что позволило многим из этих моторов дожить до наших дней и до сих пор успешно эксплуатироваться. Также мотор сравнительно легкий для своего времени – 24 кг.

Недостатков у мотора куда больше и они существеннее. Зажигание МЛ-10 в первые годы своего производства было довольно ненадежное и давало слабую искру. У мотора была чудовищная вибрация, в результате чего рука владельца быстро уставала, а лодка и мотор гремели на весь водоем. Особенно сильно у мотора гремел нижний кожух, поэтому его выкидывали практически сразу после покупки, в результате моторов с ним сейчас найти практически невозможно, а стоит он отдельно, как запчасть, как целый «Ветерок». Ручной стартер имел стальной тросик и очень быстро изнашивался, да и не обеспечивал должного усилия для запуска двигателя, поэтому стартеры летели в металлолом вслед за нижним кожухом. Кстати, все это делало мотор еще легче. Отсутствие помпы охлаждения тоже играло свою роль, поток воды, загоняемый гребным винтом, был недостаточен для охлаждения 5-ти сильного двигателя. Крайне затруднен был пуск двигателя. Поршневое всасывание и отсутствие нейтрали делали этот процесс крайне долгим и трудоемким.

Читать еще:  Лодочный мотор hdx

Минусов, как водится, гораздо больше. Мотор очень сильно вибрировал, был крайне шумный. Вода, орошающая цилиндр, парила, создавая клубы пара, при соответствующем ветре идущие на рулевого. Поршневое всасывание и древний карбюратор делали пуск мотора крайне затруднительным. Ручной стартер, вечно отваливающийся с «Дружбы» здесь отваливался в воду и пропадал навсегда. Но основным недостатком мотора был его ресурс, не превышавший 100 часов.

Мотор изначально разрабатывался для леспромхозов, где его унификация с бензопилой должна была облегчить ремонт, однако так же поступал и в розничную продажу. Однако недостатки мотора привели к тому, что Ленинградский НТО Судопрома вообще не рекомендовал мотор к производству, а у простых граждан он не пользовался популярностью, даже несмотря на дефицит моторов. В результате мотор производился всего 3 года, и производство было закрыто.

Видео с работой моих «Стрелы» и «Камы» можете посмотреть по ссылке в комментариях. «Чайка» у меня есть и заводится, но компрессии нет вообще, и в воде она глохнет, пока ищу на нее поршневые кольца.

На этом закончу с постами о становлении отрасли, над темой следующего поста подумаю. Пост будет либо о заводах, производивших лодочные моторы в нашей стране, либо о моторах, не попавших ни в один из опубликованных постов.

Лодочный мотор зиф 5

Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта

29.05.2015 22:21
дата обновления страницы

История изменения сайта

Читать стати: Триста практических советов по катерам, яхтам, лодкам, водным судам. Найдете все советы, самоделки, доработки, рекомендации.

Лодочный мотор Стрела

Ниже даны краткие данные об отечественных подвесных лодочных моторах, выпускаемых в настоящее время (“Москва”, “Стрела”).

Мотор “Стрела”. Подвесной лодочный мотор “Стрела” (ЗИФ-5М) представляет собой двухтактный одноцилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения с бездефлекторной продувкой (рис. 77).

Мотор предназначен для установки на прогулочные шлюпки, рыболовецкие лодки и легкие спортивные лодки, обеспечивая скорость 10-15 км/час в зависимости от веса судна. Мотор может устанавливаться на суда с высотой транца около 380 мм. Мотор снабжен пусковым устройством с самоубирагощимся тросом. Управление мотором производится с помощью одной рукоятки. Дроссельная заслонка карбюратора и рукоятка опережения зажигания магнето сблокированы между собой.

Маховик мотора закапотирован топливным баком, а двигатель – специальным кожухом обтекаемой формы.

Зажигание -от маховичного магнето типа MJI-10. Карбюратор – поплавковый, горизонтальный типа К-33, постоянство состава смеси поддерживается способом воздушного торможения истечения топлива.

Мотор работает на автомобильном бензине с добавкой 4- 6% масла. Объем бензобака (3,7 л) обеспечивает непрерывную работу двигателя на максимальном режиме в течение 70- 80 мин.

Охлаждение мотора производится забортной водой, нагнетаемой гребным винтом.

Основные данные мотора

Тип мотора бензиновый, двухтактный

Число и расположение цилиндров один, расположен горизонтально

Диаметр цилиндра, мм 62

Ход поршня, мм 58

Рабочий объем цилиндра, см3 175

Степень сжатия 4,8-5,2

Мощность максимальная не менее 5 л. с.

Рис. 77. Подвесной лодочный мотор “Стрела” мощностью 5 л. е.: 1-пусковое устройство (узел); 2-маховик (узел); 3-панель магнето (узел); 4-передний кронштейн; 5-румпель; б-ручка; 7- болт; 8-сальник; 9-болт кронштейна; 10-кронштейн подшипника (узел); 11-крепежный винт (узел); 12 – фиксатор (узел): 1,3 – кронштейн крепления мотора; 14-капот; /5-гайка глухая; 16-стакан вертикально.) передачи; 17-пробка заливная; 18-приводной вал; 19-промежуточный корпус; 20-подводиая часть (узел); 21-трубка подвода воды; 22-выхлопная труба; 23- подшипник латунный; 24-картер (узел); 25-кри-вошнино-шатуннып механизм (узел); 26- патрубок выхлопа; 27-цилиндр с гильзон (узел); 28-прокладка; 29-гильза цилиндра; 30-головка цилиндра (узел); 31-кожух; 32-ложемент; 33-угольник; .М-кронштейн задний; 35-топливный бак; 36-пробка бака; 37-воздушный винт

Цилиндр двигателя отлит из алюминиевого сплава, в нем запрессована тонкостенная чугунная гильза. Головка цилиндра изготовлена из алюминиевого сплава со стальной футоркой под запальную свечу. Картер – алюминиевый, состоит из двух частей. Поршень выполнен из алюминиевого сплава с тремя поршневыми кольцами. Поршневой палец – плавающего типа. Коленчатый вал – составной, неразборный. Шатун – стальной; в нижней головке – роликовый или игольчатый подшипник, в верхней головке – бронзовая втулка. Коленчатый вал установлен на двух шарикоподшипниках.

Источники:

http://www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/192/
http://forum.katera.ru/index.php?/topic/5460-zif-5-otlichiia-ot-strely/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/929548
http://pikabu.ru/story/podvesnyie_lodochnyie_motoryi_sssr_chast_63_stanovlenie_otrasli_4763741
http://boat.matrixplus.ru/sportwater04-034.htm

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: