31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Беседочный узел схема

Морские узлы

Дубовая петля (рис. 66). Это самая простая петля из всех существующих незатягивающихся петель. Она вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Дубовая петля прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его. В отличие от дубового узла, она может быть применена на синтетическом тросе. Существенный ее недостаток состоит в том, что узел на конце троса сильно затягивается и петлю очень трудно развязать.

Жилковая петля (рис. 67). Если, завязывая дубовую петлю, сложенным вдвое ходовым концом сделать дополнительный шлаг, то получится петля, которую развязать будет уже чуть-чуть легче (здесь и далее на схемах крестом обозначена рабочая петля). Она применяется для тонких рыболовных лесок.

Фламандская петля (рис. 68). Завязанная восьмеркой на сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти нс ослабляет прочность троса, Применяется для крепления струн музыкальных инструментов и для других целей.

“Хонда” (рис. 69). Археологические находки свидетельствуют, что этот способ завязывания петли один из древнейших. Еще задолго до нашей эры люди на разных континентах Земли таким способом прикрепляли тетиву к луку.

Дополнительный узел на конце ходового троса служит стопором, который при натяжении не позволяет ему выскользнуть из петли узла.

“Хонда” — это американское название такой петли. До сих пор ею пользуются для вязки лассо ковбои Мексики и южных штатов США.

Эскимосская петля (рис. 70). Этой петлей эскимосы пользовались для прикрепления тетивы к луку. Официальное название этой петли “эскимосский узел для тетивы лука”. Она обладает немаловажным для этой цели свойством: ее размер можно изменять после того как узел уже завязан.

При натяжении за коренной конец троса петля остается неподвижной.

Совершенная петля (рис. 71). Узел, которым вяжется эта неподвижная петля на конце троса, прост, надежен не скользит даже на самой тонкой синтетической леске. Совершенная петля очень популярна за рубежом у рыболовов.

Рыбацкая петля (рис. 72). Нередко ее называют английской петлей или рыбацким огоном. Ее можно завязать как на конце, так и на середине троса. При затягивании узлы нужно сблизить. Эта петля широко применяется рыболовами. Моряки используют ее вместо фабричного огона при обрыве швартовного троса и в тех случаях, когда необходимо надежно закрепить трос за какой-либо предмет.

Бурлацкая петля (рис. 73). Английские моряки называют ее упряжковой петлей или пушкарским узлом. Видимо, моряки заимствовали ее у артиллеристов, которые применяли этот узел в тех случаях, когда на крутых горных дорогах или на бездорожье им приходилось в упряжку впрягать дополнительных лошадей или солдат. Эту петлю можно сделать как на конце троса, так и на его середине. Бурлацкая петля рассчитана на приложение тяги в любую сторону. Она легко завязывается и надежно держит. Правда, перед тем как к петле будет приложена нагрузка, ее следует крепко затянуть руками, так как при резкой тяге она имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользит вдоль троса. Несколько завязанных таким образом петель помогут вытащить застрявший в грязи автомобиль, позволят подняться на высоту или спуститься с отвесной скалы.

Ездовая петля (рис. 74). Так же, как и бурлацкая, ездовая петля рассчитана на тягу в любом направлении и может быть завязана в середине троса. Она вяжется более сложным способом, чем бурлацкая петля, но зато более прочна и надежна.

“Травяная” петля (рис. 75). Это еще одна разновидность незатягивающейся одинарной петли. Ее вязку следует начинать с простого узла. Свое название она получила от названия узла, которому она соответствует.

Беседочный узел (рис. 76). Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название “беседочный узел” происходит от глагола “беседовать” или от существительного “беседка”. В нашем морском языке название этого узла произошло от “беседки”, но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску – платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина “булинь”, обозначающего снасть, которой оттягивают наостренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса “булиневым узлом” (The Bowline Knol), или просто “булинем”.

На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у тех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. В английской морской технической литературе его часто именуют “королем узлов” (King of Knols). Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которыми он обладает. С учетом сферы его применения и отличных качеств беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и не морских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца.

Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полу-штыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается “намертво”, не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно.

Основное назначение беседочного узла – это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Кроме того, из беседочного узла можно сделать надежную затягивающуюся петлю (см. рис. 85). Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку беседочный узел также можно без опасения применить для временного укорачивания троса или в случае, когда требуется исключить износившийся кусок троса из работы, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.

Существует много способов вязки беседочного узла. Вниманию читателя предлагается самый рациональный и наиболее простой.

В жизни всегда может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2—3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его края примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево и перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, левой потяните за коренной конец. Узел завязан вокруг вашей талии по схеме рис. 76. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе в темноте или с закрытыми глазами.

Представьте такую ситуацию: вы оказались за бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю под мышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

Двойной беседочный узел (рис. 77). Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъема человека на высоту, для подъема или опускания человека, потерявшего сознание, и в других случаях. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, вторая петля обхватывает его туловище под мышками. Это позволяет ему, поднявшись на высоту, работать двумя руками.

В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Объясним наиболее постой. Узел вяжется сложенным вдвое тросом. После ввода ходового конца (в виде петли) в малую петлю узла гот конец нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, поместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть за правую сторону большой двойной петли. После этого узел затянется и будет готов к использованию.

Боцманский узел (рис. 78). Этот старинный морской узел иногда называют “испанским беседочным”. Он так же, как и двойной беседочный, служит для подъема человека наверх или для опускании его с высоты.

Пользуясь боцманским узлом, в каждую из его двух петель просовывают ногу и рукой держатся за трос. Этим узлом можно поднять (или опустить с высоты) потерявшего сознание человека. Чтобы он не вывалился из двух петель, на его груди дополнительно завязывают ходовым концом троса один или два полуштыка.

Французский топовый узел (рис. 79). Петли этого узла а топах мачт парусных кораблей служили для крепления бакштагов, которые ввязывали в них шкотовым узлом свободные концы узла связывали прямым узлом и таким образом получали третью петлю, которую использовали для крепления штага. Один узел одновременно крепил три части стоячего такелажа.

Читать еще:  Голавль фото

Топовый узел (рис. 80). Он также применялся на топах мачт парусных кораблей вместо бугелей с обухами (кованых колец со скобами) для крепления бакштагов и штага. Этим узлом пользовались для крепления временных оттяжек при установке мачт и забивке свай,

По-английски название этого узла “Shamrock Knot”, что обозначает трилистник (заячья капуста или кислица), который является эмблемой Ирландии. Узел можно применить на берегу для крепления флагштоков и антенных мачт, деревьев-саженцев и пр. Если у вас есть кувшин, горлышко которого имеет более-менее большой выступ, с помощью топового узла можете сделать к нему удобную ручку.

Но лучше всего, как убедился автор книги, этим узлом пользоваться для переноски арбузов и крупных дынь. Ведь когда-то на военных парусных кораблях его использовали для переноски ядер. Из куска любого троса длиной 3 метра получается надежная корзинка для самого крупного арбуза. При этом узел не стоит до конца затягивать, а три его петли нужно связать двумя свободными концами. Из четырех известных способов вязки этого топового узла показанный на схеме считается лучшим.

“Южный Крест” (рис. 81). Такое романтическое название этому узлу дали моряки далекого прошлого. Иногда его называют “морским крестом”. По своей сущности это тоже топовый узел, но другого способа вязки и принципа. Если вытянуть три петли узла, то он по форме окажется крестом (отсюда и название). Этот узел применялся раньше для тех же целей, что и топовый узел.

Узел булинь

Веревочные узлы для бытового или профессионального использования были придуманы человечеством еще в древности. И хотя сейчас они используются преимущественно в рыболовецком промысле, альпинизме или туризме, некоторые из них не утратили своей актуальности, хотя и существуют уже много веков. Одним из таких считается узел булинь, который также называют беседочным или королем всех узлов.

Такое пафосное название вполне оправдано, ведь вяжется такое веревочное соединение чрезвычайно просто, но при этом обладает высокой надежностью, прочностью и функциональностью. В этой статье мы рассмотрим не только особенности этого узла и историю его появления, но и приведем пошаговые инструкции по вязке различных видов.

Описание узла булинь

Этот вид считается одним из древнейших узлов, так как историкам удалось установить, что схожий тип веревочного соединения использовали еще древние египтяне. Несмотря на свой преклонный возраст, беседочный узел весьма активно используется и в современном мире (рисунок 1).

Оценить его функциональность поможет история появления соединения, его плюсы и минусы, а также сферы применения.

История появления

Человек занимался вязкой морских и сухопутных узлов еще в древности, а поскольку булинь считается одним из самых старых вариантов веревочного соединения, точно установить, кто и когда его придумал, практически невозможно.

Рисунок 1. Булинь – один из простейших узлов

Единственное, что удалось установить ученым, этот факт, он использовался на торговых и военных кораблях Древнего Египта и Финикии еще несколько тысяч лет назад. Булинь, который использовался в то время, практически ничем не отличается от современного вязанного узла, так как выглядит он практически так же. Это позволяет сделать вывод, что это действительно полезный и надежный тип соединения.

Достоинства и недостатки

Столь продолжительное использование объясняется его многочисленными достоинствами. К примеру, если вам удалось правильно завязать узел, он не развяжется даже под действием серьезной нагрузки. Кроме того, петля на конце веревки не затягивается, что позволяет распустить соединение при необходимости (рисунок 2).

Несмотря на то, что этот узел изначально считался рыбацким и мореходным, в современном мире он больше туристический, так как часто используется для крепления гамака или других приспособлений для отдыха на природе.

Король всех узлов считается простым и универсальным, но некоторые недостатки для него все же свойственны. В первую очередь следует учитывать, что при использовании скользких лесок для вязки булинь все же может развязаться. Аналогичное происходит, если на соединение оказывается чрезмерное давление, или на боковые окончания петель воздействует разная нагрузка. Чтобы этого не произошло, готовую конструкцию желательно скреплять контрольным соединением. В остальном же он действительно простой и надежный, а справиться с его вязкой сможет даже новичок.

Область использования

Изначально булинь был исключительно морским, который использовался на борту торговых и военных кораблей для крепления веревок к парусам. Однако позже, когда парусные морские суда отошли в прошлое, данный тип веревочного соединения все равно не утратил своей популярности.

Несмотря на то, что многие специальные альпинистские узлы считаются более функциональными, беседочный действительно может помочь обустроить комфортную стоянку на природе вдали от цивилизации. К примеру, его назначение может сводиться к креплению веревки на закрытой опоре, на которую невозможно набросить уже готовую петлю.

Рисунок 2. Сфера использования веревочного соединения достаточно разнообразна

Кроме того, этот тип соединения можно вязать одной рукой, что делает его незаменимым в спасательных работах. Также с его помощью можно легко связать веревки разного диаметра, что часто является невозможным для других типов соединений.

Разновидности узла булинь

Разновидностей этого веревочного соединения существует достаточно много. К примеру, голландский отличается от классического только тем, что его ходовой конец располагается не внутри, а снаружи петли (рисунок 3).

Рисунок 3. Основные виды соединения: водяной (справа), классический и голландский булинь (слева)

Также существует так называемый водяной булинь, который считается более надежным при вязке на мокрых веревках. Дело в том, что при таком варианте ходовой конец пропускается не в одну колышку, а в две. В результате образуется так называемое «стремя», которое предотвращает сползание петли на мокрой веревке.

Несмотря на то, что разновидностей беседочного узла существует достаточно много, мы рассмотрим только самые популярные из них.

Классический

В классическом исполнении соединение представляет собой петлю на конце веревки, которая способна выдерживать значительные нагрузки и при этом не развязываться. Это достаточно простой и надежный тип соединения, который часто используется альпинистами. Однако на практике, при переменных нагрузках, классический вариант нужно дополнять контрольным, поскольку в подобных условиях без дополнительного соединения он может самостоятельно развязаться (рисунок 4).

Рисунок 4. Узловое соединение в классическом исполнении

Ниже мы рассмотрим, как правильно вязать классический вариант этого узла, а пока упомянем, что в своем традиционном исполнении связанные веревки образуются петлю, причем ходовой ее конец располагается внутри этой петли.

Обратный

Несмотря на то, что классический булинь считается достаточно прочным и надежным, при определенных условиях он может разорваться или развязаться, что приведет к потере груза (рисунок 5).

Обратный, хоть и относится к модификациям классического варианта, считается более надежным. Завязывать его немного сложнее, зато вероятность распускания петли сводится к минимуму. Это объясняется тем, что в процессе вязки сначала создается одна петля, а вторая заводится в нее не со стороны нагруженного конца веревки, а с обратной стороны.

Рисунок 5. Так вяжется обратный вариант беседочного узла

В результате, нагруженный конец веревки не пережимается петлей, что сокращает нагрузку в точке перегиба. Это позволяет существенно сократить вероятность разрыва соединения или самой веревки, так как одна из петель создает две точки приложения усилия и вес воздействует на веревку более равномерно.

Двойной

Тип обвязки двойной булинь чаще всего используется во время спасательных операций или при выполнении работ на большой высоте, когда необходимо безопасно поднять человека на определенный уровень (рисунок 6).

Рисунок 6. Так вяжется двойной булинь

Чтобы сделать такое соединение, одну петлю делают меньше другой. Таким образом, человек может свободно сидеть в петле большего размера, а меньшая используется для захвата и фиксации тела под мышками. Подобная конструкция позволяет использовать для работы обе руки, поэтому именно двойной тип чаще всего используется спасателями и промышленными альпинистами.

Кроме того, данный тип можно применять для вязки страховочной веревки, но в этом случае размер обеих петель должен быть одинаковым.

Инструкция: как вязать узел булинь пошагово

Поскольку король узлов существует уже несколько тысячелетий, схемы его вязания достаточно разнообразны и, фактически, зависят от выбранной модификации выбранного соединения.

Так как булинь часто используется в альпинизме и спасательных работах, и от него может зависеть человеческая жизнь, необходимо детально рассмотреть, как вязать этот узел правильно. Мы приведем сразу два примера: классическое исполнение соединения и пошаговую инструкцию по вязке одной рукой.

Классический вариант

Классический вариант, завязанный пошагово и правильно, будет служить вам надежным помощником во время рыбалки или отдыха на природе (рисунок 7).

Традиционный булинь (проводник) вяжется так:

  1. Берем веревку с одним свободным концом и делаем на ней простую петлю без оборотов. Если есть возможность, можно обернуть ее вокруг опоры, к которой будет привязано соединение.
  2. Далее свободный конец веревки нужно протянуть через петлю, придерживая ее пальцами, обернуть ходовой конец вокруг свободной части веревки и повторно продеть в петлю. Таким образом у вас образуется большая и малая петля.
  3. Теперь начинаем затягивать соединение за большую петлю с одной стороны и свободную часть веревки с другой. Оставшийся свободный конец можно использовать для регулирования размера большой петли.

Рисунок 7. Пошаговая инструкция по вязанию классического варианта соединения

Когда соединение будет полностью затянуто, у вас получится свободная петля, которая не развяжется и не затянется под воздействием нагрузки.

Вязка одной рукой

Булинь довольно просто вяжется и одной рукой. Такое исполнение соединения особенно часто используется в спасательных работах (рисунок 8).

Пошагово вязка выглядит так:

  1. В кулак одной руки берется ходовой конец веревки, а вокруг большого пальца оборачивается коренной трос.
  2. Сделайте поворот кистью, чтобы на коренном тросе образовалась петля.
  3. В нее нужно протолкнуть кулак с зажатым в нем ходовым концом.
  4. Ходовой конец оборачивается вокруг коренной веревки с обратной стороны.
  5. Теперь перехватывайте ходовой конец и пропускайте его обратно в петлю.

Рисунок 8. Булинь можно завязать даже одной рукой

Чтобы затянуть узел, нужно потянуть за ходовой конец и коренную часть веревки. Надежное и прочное соединение готово.

Правила затягивания петли

Четкое соблюдение рекомендаций по затягиванию петли особенно актуальны в том случае, если вы вяжете узел одной рукой, и собираетесь использовать его для подъема вверх (к примеру, во время спасательных работ или альпинистских упражнений).

Если у вас нет возможности укрепить соединение с помощью контрольного узла, от прочности затягивания петли будет напрямую зависеть человеческая жизнь (рисунок 9).

Читать еще:  Какие ароматизаторы любит лещ

Рисунок 9. Правильно затянутая петля может спасти человеческую жизнь

Итак, чтобы быстро затянуть петлю и сделать булинь более надежным, нужно ввести ходовой конец веревки в малую петлю, вытянуть его наружу, обвести вокруг большой петли и поместить в верхнюю часть образовавшегося узелка.

Придерживая коренную часть троса одной рукой, потяните за правую часть большой двойной петли. Проделав эти простые действия, вы сможете подтянуть петлю до нужно размера. Подобное соединение вполне успешно заменяет контрольный узел, но в процессе использования нужно обязательно наблюдать за тем, чтобы петля не развязалась.

Типичные ошибки начинающих

Самая частая ошибка, которая встречается при вязании, касается неправильного расположения одной из петель. В правильном, классическом варианте, малая петля должна располагаться на коренном конце веревки, а не на одной из ветвей петли крепежа.

Стоит отметить, что многие считают и неправильно связанный булинь достаточно надежным, но на самом деле, когда от прочности соединения зависит человеческая жизнь, лучше не идти на риск и связывать веревку четко по технологии. Если же вы используете булинь на крепления какого-либо груза на опоре, к примеру, во время отдыха на природе, технология вязания особой роли не играет.

Кроме того, новички часто делают ошибку и оставляют ходовой конец слишком коротким, либо забывают сделать контрольное затягивание петли. Опять-таки, если вы вяжете его во время отдыха на природе, ключевого значения это не имеет, но, если от качества узла зависит ваша или чья-то жизнь, пренебрегать этими моментами не стоит.

Посмотреть, как вяжется узел булинь на практике, вы сможете в видео.

Основные Морские Узлы

Морские узлы – настоящее искусство, уходящее корнями к истокам зарождения мореплавания и до сих пор не утратившее своей актуальности. Навыками мастерства их правильного вязания и уместного использования в конкретных случаях должен обладать каждый, кто выходит на водные просторы на катере, яхте или лодке.

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.

Что стоит учесть новичкам перед обучением

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend – узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch – узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.

Основные морские узлы

Беседочный узел/ булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел:

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.

Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка:

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.

Прямой узел – один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение – связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Обсудить статью на форуме

Авторы статьи: Evgeny

Понравилась статья? Поделись со своими друзьями

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Google+
  • Мой мир

7 УЗЛОВ, КОТОРЫЕ ОБЛЕГЧАТ ЖИЗНЬ. https://www.youtube.com/watch?v=EcacgpctTQ0

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ

Всех нас объединяет любовь к воде, ветру, свободе и скорости. Именно эти стихии способны дать ощущение полёта над водой, доставить наслаждение от единения с природой и своей лодкой. Чтобы не омрачать светлое чувство, выработались правила этикета, определённые традиции и особенности поведения. Подробнее

Яхтинг – это не просто увлечение, а настоящий образ жизни. Избрав море в качестве своей родной стихии, стоит учитывать те правила, которые оно диктует, и сознательно подходить к освоению искусства управления яхтой, чтобы добиться успеха на его просторах. Подробнее

Укачивание: причины и способы лечения «морской болезни» Подробнее

Солнце, ветер и парус – три составляющие идеального дня для любителей и профессионалов яхтинга. Но даже шквалистый ветер и дождь не помеха спортсмену, если он правильно экипирован для выхода на воду. Подробнее


Покупка или продажа яхт
Подборка статей – как выгодно продать или купить катер, яхту.


Фильмы об яхтсменах
ТОП-5 лучших фильмов про яхтсменов и парусные гонки.


Регата Rolex Sydney Hobart
Россияне в гонке Rolex Sydney Hobart. Интервью с яхтсменом-организатором.


Покраска необрастайкой
Подготовка катера к весеннему сезону.


Тюнинг катеров и лодок
Пять основных направлений усовершенствования катеров.


Тестирование лодок пвх
Чем отличаются ПВХ лодки. Какую выбрать.


Интересные фото и видео
Прикольные фото и видео на тему яхтинга, морских увлечений.

Узел Булинь (Беседочный узел)

Свое название «беседочный узел» позаимствовал от корабельной беседки – приспособления, на котором сидит человек, во время того, как его поднимают наверх или спускают вниз по борту, для произведения покрасочных работ.

«Булиневый» или «беседочный» узел стоит того, чтобы его изучить поподробнее. Им восхищаются люди имеющие дело с тонким вязанием тросов.

История

Беседочный узел принято считать одним из наиболее давних и наиболее совершенных морских узлов, применяемых на практике и сейчас. Археологические исследования показали, что этот узел получил активное применение на кораблях военного и торгового флотов еще в Древнем Египте и Финикии еще несколько тысячелетий назад. Английская морская наука обозначает такой вид узла, как «king of knols», что означает «королевский узел».

Схема вязки Беседочного узла

Благодаря своему распространению и тысячелетний истории, «беседочный узел» получил несколько способов вязания. Они отличаются лишь порядком и особенностями действий при завязывании и никак не влияют на его прочность или эффективность. Для наилучшего понимания, ниже предложен наиболее распространенный, классический способ.

Классический способ

Делаем простую малую петлю, без оборотов;

Оборачиваем ходовой конец позади свободной части веревки и просовываем снова в малую петлю;

Нам удалось завязать «булинь» или «беседочный узел» в своем классическом исполнении!

«Булиневый узел» уникальный по своим характеристикам. Внешнее он может напоминать ткацкий узел, но все отличается способом завязывания. Такой узел никогда не затягивается в мертвую точку под весом, он не портит канат или трос под тяжестью, довольно легко завязывается и сам никогда не развязывается. В основном он исполняет роль фиксатора страховочной веревке на человеке, который сидит на беседке.

Вязка одной рукой

Так просто можно завязать узел «Булинь» одной рукой, более нагляднее вы можете посмотреть на видео:

«Булинь» применим ко всем основным типам тросов и веревок, независимо от качества и особенности волокна. Он выручает, когда нужно временно завязать и укоротить длину веревки или троса, а также когда нужно перестраховаться и освободить потертую часть веревки или троса от натяжения. «Беседочный узел» пользуется огромным уважением среди моряков, так как за свою многовековую историю он спас множество жизней матросов.

Читать еще:  Большая надувная лодка

Вязка узла «Бегущий булинь» и его применение

Этот вид относится к скользящим веревочным узлам простого типа, его используют в морском деле для поиска утопленных предметов, вылавливания топляков, досок, бревен, подъема якорей. Чтобы завязать его, нужно выполнить следующие действия:

  1. Взять веревку (необходимо, чтобы она имела скользкую поверхность, поскольку работа узла подразумевает изменение размера петли). За 50-60 см от конца делается малая петля.
  2. Конец оборачивают вокруг основной веревки, образуя большую петлю.
  3. Далее конец продевают в малую петлю.
  4. Оборачивают вокруг коренного конца большой петли и пропускают обратно в малую петлю (аналогично классическому булиню)
  5. Полученный узел фиксирует сформированную основную петлю. Размер большой петли можно менять в диаметре.

Такой узел отличается большой прочностью, его можно связать за несколько секунд и быстро развязать.

Что такое «Обратный булинь»?

Несмотря на высокую надежность, классический узел «Булинь» нередко рвется и сбрасывает груз, вес которого превышает 80 кг, особенно если вязка была произведена неопытным человеком. Большей прочностью обладает модификация «Обратный булинь»: в этом случае после создания первой петли вторая заводится в нее не со стороны нагруженного веревочного конца, а с обратной стороны.

Особенность такого узла в том, что нагруженный конец не будет пережат петлей, и нагрузка в точке перегиба, ведущая к разрыву, намного меньше. Одна из петель создает две точки приложения усилия, за счет чего вес более равномерно воздействует на веревку. Благодаря такому принципу «Обратный булинь» считается более прочным на разрыв.

Как вязать «Двойной булинь»?

Такой узел, который подразумевает формирование двух петель незатягивающегося типа, используется при необходимости поднятия человека на определенную высоту, также его применяют в рамках соблюдения техники безопасности при высотных работах.

Для вязки одну петлю делают вдвое меньше второй: в большей петле человек может сидеть, а вторая служит для захвата тела под мышками. Подобная конструкция дает возможность задействовать обе руки для работы, поэтому такой узел особенно популярен у промышленных альпинистов.

Кроме того, «Двойной булинь» можно применять для вязки страховочной веревки: в этом случае длина обеих петель одинакова.

Схема вязания морского и беседочного узла булинь

Люди с древних времен использовали разные узлы для бытовых нужд. Сегодня это ремесло не утратило своей актуальности — вязание узлов с успехом используется в рыболовстве и альпинизме. Одним из наиболее известных типов является узел булинь. Применяемое альпинистами беседочное соединение вяжется очень просто, но обладает надежностью, прочностью и высоким функционалом. В зависимости от назначения узла используют различные схемы его вязания.

Характеристика узла

Археологические находки свидетельствуют об использовании первых узлов египтянами и финикийцами более 3000 лет назад. Учебник Джона Смита «Морское дело», изданный в 1629 году, содержит схемы вязания морского узла булинь. Получающаяся незатягивающаяся петля на конце веревки позволяла использовать это приспособление в пароходстве на малых парусных судах.

С помощью этого соединения моряки крепили веревки к парусам. Спустя несколько десятилетий этот вариант получил известность в среде альпинистов, скалолазов и спелеологов. Спортсмены с помощью узла булинь крепят веревки к опоре, даже такой, на которую невозможно накинуть готовую петлю.

Иногда этот узел используется для страховки — спортсмен таким образом привязывает себя к веревке. Опытные скалолазы способны завязывать булинь одной рукой. Это свойство незаменимо при проведении спасательных операций, где можно бросить человеку один конец веревки. Этот узел будет прочно держаться даже при связывании веревок разного диаметра.

Разновидность — бегущий булинь — часто используют для строительства ловушек в условиях выживания в естественных условиях. Несмотря на маленький размер, булинь соединяет в себе сразу несколько видов крепежа: простой, ткацкий, прямой, полуштык. Такое сочетание делает его универсальным и позволяет получить изделие, которое:

  1. Завязывается естественным способом.
  2. Не будет затягиваться даже в случае оказания чрезмерных физических усилий.
  3. Не распустится самопроизвольно.
  4. Защитит тросы от преждевременного износа.
  5. Не будет скользить по стропе в момент работы.
  6. При необходимости можно быстро распустить.

Основным предназначением беседочного узла в альпинизме является фиксация тела человека с целью страховки в момент подъема или спуска. Но его можно использовать и во время спасательных операций на судне или проведения ремонтных работ.

Разновидности беседочного булиня

На сегодняшний день можно найти немало вариантов вязания этого изделия. Для прочности узла важно определить его назначение. Аналоги имеют незначительное расхождение с технологией вязки классического варианта, но во многих случаях способны предотвратить расползание веревки. Самыми известными вариантами являются:

При связывании мокрых веревок рекомендуется применять водяной метод соединения сырья. Этот вариант предполагает пропускание ходового конца не в одну колышку, а сразу в две. В итоге получается «стремя», которое не позволяет расползаться петлям на мокром изделии.

Классический способ

Классическое соединение представляет собой петлю на конце веревки. Она способна выдерживать внушительные нагрузки и не развязываться. Начинающему альпинисту важно знать, как вязать узел булинь. Он представляет собой довольно простой и в то же время очень надежный тип соединения.

Практикующие скалолазы часто для подстраховки дополняют этот вариант контрольным узлом в случае переменной нагрузки. Объясняется это возможностью самопроизвольного развязывания соединения в подобных условиях. Совсем несложно научиться вязать классический узел булинь по схеме:

  1. Веревку с одним свободным концом берут руками и делают простую петлю без дополнительных оборотов. При возможности ее разрешается обернуть вокруг опоры, к которой будет фиксироваться соединение.
  2. Свободный конец веревки протягивают через петлю, придерживая ее пальцами. Вокруг свободной части веревки оборачивают ходовой конец и повторно продевают в петлю. В результате получается большая и малая петля.
  3. Далее затягивают соединение за большую петлю с одной стороны и свободную часть веревки — с другой. Свободный конец, который остался после работы, используют для регулировки размера большой петли.

После полного затягивания соединения получается свободная петля, способная не затягиваться и не развязываться под воздействием нагрузки. Для получения правильного узла требуется соблюдать все правила и рекомендации.

Обратный метод

Если вес груза превосходит отметку в 80 килограммов, то рекомендуется использовать обратный метод соединения веревки. Этот способ относится к разновидности классического варианта, но признан более надежным.

Вязать обратный булинь несколько сложнее классического варианта, зато возможность самопроизвольного развязывания сводится к нулю. Объясняется эта закономерность процессом завязывания узла, где создается вначале одна петля, а затем в нее заводится вторая с обратной стороны от нагруженного конца веревки.

В итоге он не пережимается петлей, что снижает нагрузку в точке перегиба. Такой подход сводит к минимуму вероятность разрыва соединения или самого каната. В этом случае одна из петель создает две точки приложения усилия и распределяет вес более равномерно.

Двойной путь вязания

Двойной булинь, по большому счету, предназначен для спасательных операций или проведения работ на большой высоте. При осуществлении спасательных мероприятий альпинист должен знать, как завязать булинь двойной для безопасного подъема человека на нужный уровень. Вяжут двойной беседочный узел по схеме:

  1. Одну петлю выполняют меньше второй. Это позволяет человеку разместиться в петле большего диаметра, а меньшую использовать для фиксации тела в области подмышечных впадин.
  2. Рабочий конец обводят вокруг тела человека, но ведут его в обратном направлении до получения второй петли.
  3. Пропускают конец рабочей веревки вдоль тела, но используя обратное направление. В итоге получается двойной узел.

Другой способ позволяет связать узел в середине веревки, которая складывается пополам. Далее выполняется прямой узел путем создания колышки. Затем конец рабочей колышки пропускают снизу вверх. Из полученной петли ходового конца сдвоенной веревки вытягивают петлю. Одновременно его тянут в противоположном направлении. Полученная петля вытягивается таким образом, что ходовой конец проходит вдоль коренного до образования двойного булиня.

Изготовление устройства одной рукой

Профессионалы довольно просто справляются с завязыванием беседочного узла одной рукой. Такой метод часто применяется при проведении спасательных операций. Схематично последовательность работ выглядит так:

  1. Ладонью одной руки берут конец рабочего каната. Коренной трос оборачивают вокруг большого пальца.
  2. Делают поворот кистью для создания петли на коренном тросе.
  3. Конец рабочей веревки зажимают в кулак и проводят в полученное отверстие.
  4. Вокруг коренной веревки оборачивают ходовой конец каната с обратной стороны.
  5. В конце работ перехватывают конец рабочей веревки и пропускают его обратно в петлю.

Затем затягивают узел, потянув за ходовой конец и коренную часть каната. Так получается надежное и прочное соединение.

Требования к затягиванию петли

Особые требования предъявляются к затягиванию веревки при завязывании одной рукой, особенно в случае проведения мероприятий по спасению жизни другого человека.

Для создания более прочного соединения следует ввести конец рабочего каната в малую петлю. После его вытягивают наружу, обводят вокруг большой петли и продевают в верхнюю часть полученного узелка.

Чтобы подтянуть петлю до нужного размера, необходимо потянуть за правую часть двойной большой петли, придерживая ладонью коренную часть троса. Такие соединения служат альтернативой контрольного узла, но в процессе эксплуатации надо следить, чтобы петля не распалась.

Самые частые ошибки новичков

Очень часто начинающие скалолазы при завязывании неправильно располагают одну из петель. Правильный вариант классического булиня выглядит так: малая петля находится на коренном конце каната, а не располагается на одной из ветвей петли крепежа.

Частое отступление от технологии выполнения узла может стоить человеческой жизни. По этой причине начинающим альпинистам рекомендуется четко выполнять все требования инструкции и последовательность завязывания булиня. Если узел используется в качестве крепления груза на опоре, то технология его выполнения особой роли не играет.

Если классический булинь вяжется для проведения спасательных работ или подъема на гору, то не следует оставлять конец рабочей веревки очень коротким.

Благодаря своей надежности и легкости исполнения булинь часто называют королевским узлом. Людям, занимающимся туризмом или альпинизмом, необходимо знать, как он завязывается. При этом необязательно запоминать все аналоги, если в этом нет особой необходимости.

Источники:

http://motorka.org/book/page,8,1447-morskie-uzly.html
http://nowifi.ru/snaryazhenie-i-ekipirovka/uzly/134-uzel-bulin.html
http://proboating.ru/articles/howto/boating-knots/
http://prouzel.ru/morskie-uzly/uzel-bulin-besedochnyj.html
http://hendmeid24.ru/vyazanie/shema-vyazaniya-uzla-bulin

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: