Гелевый аккумулятор для лодочного электромотора
Какие бывают тяговые аккумуляторы для лодок и в чем их особенности
Бензиновые моторы работают на топливе. Это позволяет владельцу взять с собой определенный запас, чтобы дозаправить топливный бак, если горючее кончилось. В случае с электромотором с «дозаправкой», могут возникнуть трудности.
Перед покупкой проконсультируйтесь с продавцом и подберите себе оптимальный источник заряда для вашего электромотора. Какие бывают тяговые АКБ, а также как выбрать лучший аккумулятор для лодочного электромотора? Об этом и поговорим.
Особенности аккумуляторов для лодочных моторов
У электромоторов есть как положительные, так и отрицательные стороны эксплуатации. Например, если вы находитесь вдалеке от цивилизации, у вас нет доступа к электросети. А значит вы не можете зарядить аккумулятор для электромотора. Но, с другой стороны, стоимость, обслуживание таких двигателей будет дешевле, чем бензиновых. Начинающие лодочники, приобретая электромотор, также иногда забывают купить к нему тяговый аккумулятор.
Автономность тяговых аккумуляторов — это неоспоримое достоинство. При покупке тяговой АКБ нужно помнить о следующих правилах:
- Ни в коем случае не стоит вскрывать корпус. Их специально делают неразборными, чтобы предотвратить доступ кислорода к пластинам, так как это может привести к окислению и поломке агрегата.
Лодочникам, приобретающим тяговый АКБ, нужно знать, что такие аккумуляторы не стоит хранить зимой в неотапливаемом помещении, так как при температуре ниже — 20 по Цельсию они могут прийти в негодность.
Виды тяговых аккумуляторов
Аккумуляторный лодочный мотор используется во многих видах транспорта, например, троллейбусы, электромобили, вилочные погрузчики. Преимущества — высокий запас хода по сравнению с бензиновыми моторами, экологичность и безопасность. Для начинающих рыболовов главным достоинством станет удобство настройки и быстрый запуск.
Виды тяговых аккумуляторов:
- Гелевые. GEL – это аккумулятор глубокого разряда для лодочных моторов. АКБ имеет свинцово-кислотный электролит, утечку которого предотвращает специальный гелеобразный состав.
К положительным сторонам батарей данного типа можно отнести:
- Высокая скорость заряда.
- Автономность.
- Низкие показатели регрессии объема (не превышают 1-2% за год).
- Компактность и вес.
- Большая энергоемкость.
Единственным минусом является стоимость – от 20 до 25 тысяч рублей.
AGM батареи — новая технология среди аккумуляторных батарей. Это абсорбированное стекловолокно. Технология интересна тем, что в отличие от обычных свинцовых АКБ в них не используется жидкость в качестве электролита. Основу составляет пористый слой из спрессованного стекловолокна.
Свинцово-кислотные тяговые аккумуляторы — распространенный тип аккумуляторных батарей. Структурно это свинцовые пластины, погруженные в отсеки с кислотой. Они популярны в качестве стартовых аккумуляторов.
Главный плюс таких аккумуляторов — это доступная цена и высокий ресурс. Недостатки – необходимость регулярного обслуживания и риск выхода из строя при неустойчивом положении (нивелируется жесткой установкой или дополнительными элементами крепежа).
Эксплуатация автомобильных АКБ
Среди начинающих любителей рыбалки существует нездоровая тенденция устанавливать автомобильный аккумулятор в качестве тягового. Этого не следует делать по следующим причинам:
- Конструкция автомобильного АКБ предусматривает выдачу высокого заряда только на момент старта двигателя и дальнейшую работу в связке с генератором (подзарядку). Для лодочного мотора этого будет недостаточно,
- Автомобильные аккумуляторы после 2-3 циклов полного заряда-разряда могут потерять до 70% от первоначального объема, поэтому использование их в качестве тягового АКБ нерентабельно.
Несмотря на схожие функции, лодка используется не так часто, как автомобиль (за редким исключением). Поэтому следующим летом батарею придется менять по причине того, что она выдохнется. Не все лодочные моторы имеют генератор, что также накладывает ограничения на использования автомобильной АКБ.
Не надо экономить на тяговом аккумуляторе для лодочного двигателя. Если вас заинтересовала какая-то конкретная модель то поищите информацию о ней на тематических сайтах, посмотрите обучающее видео на хостингах. Не всегда доступная цена — это признак хорошего товара.
Что стоит учесть при выборе АКБ?
Покупая аккумуляторную батарею для лодочного мотора, учитывайте свой бюджет. Можно разделить тяговые АКБ на три условные категории по критерию «стоимость»:
- Бюджетные модели — ценовой диапазон от 4 до 12 тысяч рублей. Неплохие батареи, имеют относительно среднюю емкость (80-100 А/ч). Подавляющее большинство — это именно AGM-батареи. Тут следует соблюдать некоторую осторожность, так как среди них встречаются т.н. кальциевые аккумуляторы.
Важно: Так как GEL и AGM батареи не любят перегрузки в процессе подзарядки, стоит приобрести специальное зарядное устройство с функцией ускоренного восстановления заряда.
Главное удобство состоит в том, что зарядник универсален для батарей разной емкости (10-150 А/ч), а значит будет работать как компенсатор при перезаряде.
При выборе подходящей тяговой АКБ для лодочного электромотора (на 12в) надо учитывать следующие факторы:
- Тип установленного двигателя: существуют двигатели на 12 и 24 вольта, поэтому для последнего необходима либо батарея соответствующей мощности, либо 2 по 12 вольт, соединенные последовательно.
- При покупке аккумулятора стоит ориентироваться на AGM и GEL модели, так как они могут выдавать мощный стартовый импульс и работать продолжительное время с высоким зарядом. Разумеется, стоимость таких батарей будет высокой, однако срок эксплуатации существенно компенсирует высокую цену.
- Емкость — выбирается в соответствии с характеристиками мотора – чем мощнее, тем больше. В среднем тяговый аккумулятор должен обеспечивать 2-2.5 часа непрерывного хода на максимальной мощности.
Советы экспертов по выбору
Для питания электродвигателя лодочного мотора используются тяговые аккумуляторы по технологии с жидким электролитом (обслуживаемые) или GEL (необслуживаемые и герметизированные) напряжением 6, 12 вольт. Емкостью от 100 до 200 ампер час. Перед покупкой аккумулятора на электромотор!
Пожалуйста, рассчитайте среднее время работы мотора исходя из примерных данных: мощность мотора (например, в паспорте написано 30 ампер, это означает, что при 100% заряженном аккумуляторе, емкостью в 100 Ah лодка проплывет 100/30=3.3час. Но это в теории! на практике до трех часов максимум, пока он новый.
Срок службы лодочных аккумуляторов? Первый и основной фактор «убивающий» аккумулятор раньше времени — это качество заряда. При несовпадении входящего тока и мощности АКБ будет, ибо медленно заряжаться либо быть перегруженной высоким зарядом.
Второй — сезонное хранение в недозаряженном состоянии при отрицательных температурах. Третий — глубина разряда!
Популярные производители и их особенности
Самыми известными брендами лодочных моторов и аккумуляторов являются Deka и Minn Kota. Рассмотрим несколько моделей:
- Deka DP24 – популярная недорогая модель тягового АКБ. Средняя цена 8500 руб. Позиционируется как аккумулятор глубокой разрядки, однако выполнен по технологии AGM, что накладывает ограничения – чувствителен к низким температурам и имеет ограниченное количество циклов. При напряжении в 12 вольт объем составляет около 85 Ампер/часов. Не требует дополнительного ремонта. Хороший выбор для новичков. Подходит для надувных лодок
- Minn Kota MK-31-GEL – гелевый герметичный аккумулятор для средней лодки или маленькой яхты. Емкость 105 ампер/часов. Обладает полной функцией глубокой разрядки. Чаще всего ставится на мощные лодочные электромоторы.
- Deka GEL 8G8D – АКБ премиум класса. Средняя цена около 43 тысяч рублей. Мощности вполне хватает для электрификации яхт средних размеров. На лодки устанавливается редко из-за габаритов и веса (в снаряженном состоянии более 70 кг). При силе тока в 1000 ампер обладает объемом в 225 А/ч.
Тяговые АКБ различаются по техническим характеристикам. Поэтому рекомендуем не спешить с выбором. Вы можете почерпнуть массу полезной информации просмотрев обзоры и учебные видео по этой теме. Вот несколько примеров:
Подводя итог
Выбор тягового аккумулятора на 12 вольт для лодочного мотора зависит от характеристик вашего двигателя и бюджета.
А если вы уже лодочник со стажем, не экономьте и купите хороший гелевый АКБ. АКБ на 150-200 А/ч есть смысл покупать только если у вас не лодка, а небольшая яхта.
Впрочем, для них существуют отдельная категория батарей. Главное, чтобы аккумулятор подходил к вашему электромотору и не отказал в неожиданный или неподходящий момент. Ведь неприятно застрять посреди водоема и выгребать потом на веслах.
Тяговые лодочные аккумуляторы
Выберите подкатегорию
Литиевый аккумулятор номинальным напряжением 24 В. Емкость 104 Ач. Вес 24,3 кг
Литиевый аккумулятор для электромотора Torqeedo Travel 1003. Номинальное напряжение 24 вольта. Емкость 31 Ач
Тип электролита – AGM. Емкость С20 – 198 Ач. Пусковой ток (CCA) – 1110 A. Вес, кг – 59 кг. Размеры, мм – 518х216х254
Тип электролита – Gel. Емкость C20 – 102 Ач. Резервная емкость@25 – 200 мин. Вес – 32 кг. Размеры – 329 х 173 х 245 мм
Тип электролита – Gel. Емкость C20 – 125 Ач. Резервная емкость @25 – 218 мин. Вес – 39 кг. размеры – 345 × 172 × 290 мм
Тип электролита – Gel. Емкость C20 – 91 Ач. Резервная емкость@25 – 179 мин. Вес – 28 кг. Размеры – 324 х 171 х 234 мм
Тип электролита – Gel. Емкость C20 – 102 Ач. Пусковой ток – 550 А. Вес – 32 кг. Размеры – 329 × 171 × 238 мм
Тип электролита – Gel. Емкость C20 – 91 Ач. Пусковой ток (CCA) – 700 A. Вес – 29 кг. Размеры – 324 × 171 × 251 мм
Тип электролита – AGM. Емкость С20 – 105 Ач Пусковой ток (CCA) – 800 A. Вес, кг – 31. Размеры, мм – 330 × 171 × 228
Тип электролита – жидкий. Емкость С20 – 110 Ач. Пусковой ток (ССА) – 680 А. Вес, кг – 30. Размеры, мм – 350 х 175 х 230
Тип электролита – AGM. Емкость С20 – 92 Ач Пусковой ток (CCA) – 580 A. Вес, кг – 29 кг. Размеры, мм – 324 × 171 × 251
Тип электролита: жидкий. Емкость С20 – 130 Ач. Пусковой ток( CCA) – 665 А. Вес, кг – 30. Размеры, мм – 355×171×251
Тип электролита: жидкий. Емкость C20 – 100 Ач. Пусковой ток (CCA) – 720 А. Вес, кг: 27. Размеры, мм: 350 х 175 х 190
Тип электролита: жидкий. Емкость С20 – 115 Ач. Пусковой ток( CCA) – 620 А. Вес, кг – 27. Размеры, мм – 324×171×248
Тип электролита – AGM. Емкость С20 – 79 Ач. Пусковой ток (CCA) – 525 A. Вес, кг – 24 кг. Размеры, мм – 276 × 171 × 251
Аккумуляторы для лодочного электромотора
В качестве тяговых аккумуляторов для электрических лодочных моторов используют три типа свинцово-кислотных батарей, которые отличаются ценой, сроком службы и техническими характеристиками.
Тяговые аккумуляторы с жидким электролитом
Самый распространенный вид аккумуляторов для электрического лодочного мотора. Выпускаются емкостью от 70 до 120 Ач, промышленные аккумуляторные батареи емкостью 140 Ач.
Аккумуляторы с жидким электролитом, требуют периодической проверки и долива дистиллированной воды, а необслуживаемые модели морского исполнения допускают это. Из-за того, что в тяговых жидко-кислотных аккумуляторах возможно свободное выделение водорода, они переносят перезаряд лучше, чем гелевые и AGM батареи, но разряжаются на 6 – 7 процентов в месяц и требуют поддерживающей зарядки на лодке между использованиями. Жидко-кислотные аккумуляторные батареи устанавливают только в вертикальном положении, они не переносят сильную вибрации и наклоны. Цена тягового аккумулятора для лодочного электромотора с жидким электролитом ниже, чем у AGM или гелевого аналогичной емкости и в 5 – 7 раз ниже, чем у литиевого. При правильной зарядке и обслуживании, жидко-кислотные аккумуляторы глубокого разряда способны выдержать от нескольких сотен до тысячи циклов зарядки и эксплуатируются с лодочным электромотором по 5-7 лет.
- Цена от 8 тысяч рублей
- Возможен разлив электролита
- Установка только в вертикальном положении
- Срок службы меньше чем у AGM
AGM аккумулятор для лодки с электромотором
Герметичные аккумуляторы с регулируемыми клапанами и слоями тонкого, высокопористого сепаратора из стекловолокна, пропитанного электролитом и плотно сжатого между положительными и отрицательными пластинами батареи. Сепаратор обеспечивает равномерную плотность электролита по всей поверхности пластины, армирует ее и делает устойчивой к ударам и вибрации.
Внутреннее сопротивление тяговых AGM аккумуляторы меньше, а значит больше пусковая мощность и скорость зарядки. Их допускается заряжать током до 40 процентов от емкости и повторно использовать с электрическим мотором на лодке быстрее, чем другие виды тяговых аккумуляторов.
Срок службы до 10 лет, саморазряд три процента в месяц и способность восстанавливать первоначальную емкость за 1-3 часа, делают AGM аккумуляторы незаменимыми для выезжающих на рыбалку с электромотором на несколько дней.
- Ток зарядки до 40% от емкости, пусковой ток до 1000 А
- Необслуживаемые, отсутствуют утечки и разлив электролита, возможна установка на бок
- Стоимость ниже, чем у гелевых аккумуляторов
- Срок службы меньше, чем у гелевых аккумуляторов
- Требуется зарядное устройство с регулируемым напряжением зарядки
Лодочные аккумуляторы для электромоторов с гелевым электролитом
Тяговые аккумуляторы с гелевым электролитом, обладают преимуществами над обычными жидко-кислотными батареями – их саморазряд 1-3 % в месяц, они герметичны, выдерживают наибольшее количество циклов зарядки и не требуют обслуживания. Встроенные в корпус клапана, поддерживают внутреннее давление на избыточном уровне, но при необходимости открываются и выравнивают его. Конструкция батарей исключает газовыделение и разлив электролита, поэтому их безопасно установить рядом с лодочной электроникой. Этот тип батарей дольше работает при повышенной температуре окружающей среды и выдерживает до 2000 циклов разряда.
Тяговый гелевый аккумулятор подходят для запуска лодочного мотора мощностью до 40 л.с, подключения 36, 24 или 12-вольтового электрического мотора, лебедки, насоса или эхолота. Для него важен правильный выбор зарядного устройства – перезарядка приводит к снижению емкости и выводит аккумулятор из строя.
- Необслуживаемые, невозможны утечки или разлив электролита
- Прочные и виброустойчивые. Допускают установку на бок, безопасны при использовании на катерах и лодках
- Наименьшая стоимость цикла (цена / количество циклов) и месяца эксплуатации (цена / срок службы)
- Цена от 20 тысяч рублей
- Требуется зарядное устройство с регулируемым напряжением зарядки
Перед тем как купить аккумулятор для электромотора
При выборе аккумулятора для лодочного электромотора используйте значение резервной емкости, указываемое производителем.
Резервная емкость – время в минутах, за которое полностью заряженная аккумуляторная батарея разрядится до 10,5 В, если нагрузка составляет 25 А. Для лодочных электромоторов с тягой 50 lbs и более потребление 25А – это работа в половину мощности.
Емкость характеризует ток, которым разряжается аккумулятор в течении 20 часов до напряжения 10,5 В. С лодочными электромоторами используются аккумуляторы емкостью от 100 Ач. Это означает, что батарея сможет в течении 20 часов питать электрический лодочный мотор, потребляющий 5А.
Цены на тяговые лодочные аккумуляторы отличаются в два-три раза, поэтому прежде чем купить его, оцените сколько раз в год вы выезжаете на рыбалку, учтите тип и размеры лодки, мощность электрического мотора, наличие дополнительного оборудования и предпочитаемые способы лова. Основные марки тяговых аккумуляторов для лодочных электромоторов: Minn Kota, Trojan, Deka (Дека)
Базовые рекомендации по выбору аккумулятора для лодки с электромотором следующие:
Гелевые аккумуляторы для лодочных электромоторов в Балашихе
Аккумулятор 12В14Ач RED ENERGY RE1214 (YTX14-BS) (гелев.
Аккумулятор лодочный стартовый Deka Marine Master 24M5.
Тяговый аккумулятор Li-ion для лодочного электромотора.
Лодочный электромотор Minn Kota MK55 ENGINE MNT 12V
Аккумулятор лодочный тяговый Deka Marine Master DC31DT.
Лодочный электромотор MINN KOTA ENDURA 50 C2 91см, 12V
Лодочный мотор Bestway Sealion 12V (65043)
Аккумулятор Marine Deep Cycle AGM 80Ah 12V
Аккумулятор 12В11Ач RED ENERGY RE1211 (YTZ12S) (гелевый.
Аккумулятор DEKA DC27 DT ( 12V 90Ah / 12В 90Ач )
Лодочный мотор Bestway Sealion 12V (65045)
Аккумуляторная батарея Deka 24M6 Marine master
Тяговый гелевый аккумулятор RuTrike 6-DZM-12 (12V12A/H.
Аккумулятор свинцовый глубокого разряда DEKA DP24 (стар.
Зарядное устройство для гелевых, AGM, лодочных, тяговых.
Аккумулятор для катеров,яхт и лодочных моторов Deka DC2.
Аккумулятор MNB MNG 200-12 (гелевый)
Chilwee 6-DZF-22 12B 30Ач
Электромотор Minn Kota ENDURA 30 C2
Аккумулятор 18 А/ч, 12 В.
Тяговый аккумулятор Li-ion для лодочного электромотора.
Аккумулятор лодочный тяговый Deka Marine Master DC31 12.
Лодочный электромотор MINN KOTA MK55 ENGINE MOUNT 12V
Аккумулятор для лодочных моторов Trojan SCS150
Аккумуляторная батарея Deka 24M5 Marine master
Электромотор для лодки ПВХ WaterSnake T24
Электромотор Minn Kota MK55EM
Аккумулятор лодочный тяговый Deka Marine Master DC24DT.
Тяговый гелевый аккумулятор RuTrike 6-DZM-24
Аккумулятор Marine Deep Cycle AGM 75Ah 12V
Лодочный мотор Minn Kota Endura C2 55
Лодочный электромотор MINN KOTA ENDURA 34 C2 91см, 12V
Аккумулятор 12В10Ач RED ENERGY DS1210 (12N9-4B-1) С дис.
Лодочный мотор Minn Kota Endura C2 50
Аккумулятор DEKA DP27 ( 12V 80Ah / 12В 80Ач )
Аккумулятор для лодочного электромотора MINN KOTA MK-SC.
Тяговый гелевый аккумулятор RUTRIKE 6-EVF-45 (12V45A/H.
Аккумулятор Minn Kota MK-SCS80 (глуб. разрядки, 80 а/ч)
Лодочный электромотор Minn Kota POWERDRIVE 55/IP/137см/.
Minn Kota , Аккумулятор DeepCycle MK-SCS-100, арт.MK-SC.
Аккумулятор DC 100 (глуб. разрядки, 100 а/ч, MK-SCS100.
Аккумулятор Deka DC24DT
Аккумулятор для лодочного электромотора MINN KOTA MK-SC.
Аккумулятор для катеров,яхт и лодочных моторов Deka DC3.
Электромотор MinnKota ENDURA 30 C2 для лодок до 600кг.
Аккумулятор 12В 7Ач RED ENERGY DS1207.1 (YTX7L-BS) С ди.
Тяговый аккумулятор Minn Kota MK-SCS110 (DC110)
Аккумулятор MNB MNG 65-12 (гелевый)
Тяговый аккумулятор Minn Kota MK-SCS100 (DC100)
Тяговый аккумулятор Minn Kota MK-SCS100 (DC100)
Аккумулятор для катеров,яхт и лодочных моторов Deka 24M.
Лодочный электромотор MINN KOTA ENDURA 30 C2 76см, 12V
Аккумулятор для лодочных моторов Trojan SCS225
Электромотор лодочный Haswing Osapian 20 lbs
Аккумулятор 12В10Ач RED ENERGY DS1210.1 (YTZ10S) С дисп.
Аккумулятор для катеров,яхт и лодочных моторов Deka 24M.
Аккумулятор 12В16Ач RED ENERGY RE1216.1 (YTX16-BS) (гел.
Аккумулятор 40 А/ч, 12 В.
Аккумулятор лодочный старто-тяговый Deka Marine Master.
GEL аккумулятор глубокого разряда 12 в 75 а/ч
Тяговый гелевый аккумулятор RuTrike 6-DZM-20 (12V20A/H.
Лодочный мотор Minn Kota PowerDrive V2 55 / AP
Зар. устройство Minn Kota для аккумулятора MK-105P (5 А.
Аккумуляторная батарея Delta GEL 12-20
Тяговый аккумулятор Minn Kota MK-SCS110 (DC110)
Аккумулятор для лодочного электромотора MINN KOTA MK-SC.
Аккумулятор 12В10Ач RED ENERGY RE1210.1 (YTZ10S) (гелев.
Лодочный мотор Haswing Osapian 20 lbs
Аккумулятор лодочный стартовый Deka Marine Master 24M6.
Chilwee 6-DZF-22 12B 30Ач
Аккумулятор DC 110 (глуб. разрядки, 110 а/ч, MK-SCS110.
Аккумуляторная батарея глубокого разряда Deka Marine Ma.
Аккумулятор для лодочного электромотора MINN KOTA MK-SC.
Аккумулятор лодочный DEKA MARINE DC24 DT (стартерный гл.
Аккумулятор лодочный President E-NEX DC24MF 6СТ-80 прям.
Аккумулятор лодочный тяговый Deka Marine Master DC24 12.
Руководство по тяговым аккумуляторам для лодочного мотора
Покупая электромотор для лодки, многие почему-то забывают о том, что к нему также требуется аккумулятор. Действительно, электрический мотор сам по себе не поплывет, ему требуется источник питания.
Некоторые могут радостно вспомнить, что у них в гараже лежит ненужный автомобильный аккумулятор. Однако смеем их разочаровать, для лодочного мотора требуется специальный тяговый аккумулятор.
Отличие тяговых аккумуляторов для лодочных моторов от автомобильных
Коротко говоря, аккумулятор это устройство, сохраняющее принятую электроэнергию от внешнего источника и затем способное её передать. Тяговый аккумулятор от автомобильного отличается возможностью поддерживать длительную подачу тока.
Стартовый аккумулятор
Стартовый аккумулятор, тот который используется в автомобилях, является вспомогательным устройством. Он используется для создания мощного разового заряда, запуская топливный двигатель, например у автомобиля или мотоцикла.
При этом его отрицательными качествами принято считать капризность в обслуживании. Так как в основной своей массе АКБ имеют свинцово-кислотный принцип работы, заряд не должен падать ниже 20%, в противном случае емкость аккумулятора падает. Происходит так называемая сульфатизация электродов.
Длительная разрядка способна полностью убить батарею. Также автомобильный аккумулятор боится низких температур. Зимой его нужно периодически прогревать в помещении. Для длительного поддержания тока он не подходит.
Тяговый аккумулятор
Тяговый аккумулятор годен для любого электротранспорта, например для троллейбуса, электромобиля или лодочного электромотора. Главными плюсами тягового аккумулятора являются: серьезный запас циклов-часов, неустрашимость перед почти полной разрядкой, широкие эксплуатационные возможности.
Все это мы подробнее рассмотрим ниже, а пока рассмотрим основные типы тяговых аккумуляторов.
Основные виды тяговых аккумуляторов
Говоря об основных видах тяговых аккумуляторов для рыбалки, мы можем для себя выделить 2 подвида свинцово-кислотного типа это AGM и GEL, но сначала свинцово-кислотный тип.
Данный тип аккумуляторов имеет свинцовые пластины, находящиеся в пластмассовом или стеклянном коробе, которые залиты кислотным электролитом. Помимо того, что свинцово-кислотный тип широко используется у стартовых АКБ, он также представлен тяговыми аккумуляторами Недостатки все те же: высокая вероятность выхода из строя.
Однако данную технологию существенно усовершенствовали сделав несколько подвидов:
- AGM (Absorbent Glass Mat – Абсорбированное стекловолокно). В отличие от классического свинцово-кислотного аккумулятора, данная технология сделана не с применением жидкости, а с помощью спрессованного пористого стекловолокна. Использование кислоты здесь минимальное, а значит, существенно уменьшена возможность сульфатизации электродов. Помимо прочего данный тип аккумулятора относится к необслуживаемому типу, то есть заливать электролит в него не требуется. Корпус сделан герметичным и не позволяет вылиться кислоте. Вместе с этим предотвращена возможность коррозии. Однако имеются и недостатки, такие как: чувствительность к перенапряжению, большой вес.
- GEL. Еще один тип аккумулятора для лодочного электромотора, сделанный на свинцово-кислотной основе. В его корпус залита специальная гелеобразная жидкость, что исключает у него вероятность утечки. Так же, как и AGM данный тип аккумуляторов называют необслуживаемым, то есть никакого ухода за ним вести не нужно. И хоть данный вид аккумуляторов является дорогим и имеет чуть меньшее количество циклов заряд-разряд, для лодочного мотора рекомендуют именно его.
Преимущества и недостатки
Рассмотрев 2 основных типа аккумуляторов на лодку, пройдемся детальнее по их характеристикам и выявим их сильные и слабые стороны.
Итак, преимущества технологии AGM
- Доступная цена и большой выбор. Аккумуляторы такого типа, как правило, широко представлены в начальном ценовом диапазоне, однако AGM батареи присутствуют и среди дорогих моделей.
- Большой срок службы. Если ходить на рыбалку каждые выходные в течение года, то аккумулятора должно хватить на 7 лет, минимум. Количество циклов зарядов-разрядов в среднем более 800.
- Герметичность позволяет заряжать аккумулятор без выделения опасных веществ.
- Возможность положить аккумулятор на бок. Еще одна полезное свойство герметичности, при этом не рекомендуется переворачивать предмет вверх дном.
- Отсутствие необходимости ухода за аккумулятором.
А вот её минусы
- Невозможность хранить аккумулятор в полностью разряженном состоянии. В отличие от GEL глубина разрядки у стекловатного типа аккумуляторов не должна превышать 20-30%.
- Уменьшение напряжения на морозе. На холоде батарея будет выдавать чуть меньшее напряжение. Это может сказаться на эффективности работы мотора.
Теперь рассмотрим плюсы GEL
- Более низкий уровень разрядки при простое. Если заряженный аккумулятор никак не используется, через месяц можно ожидать разрядку не более 5%, что является хорошим показателем.
- Способность к глубокой разрядке (Deep Cycle).
- Стойкость к крайним температурам. От -30 до + 60.
- Улучшенная защита от вибраций. Полезна во время сильных волн.
- Еще более длительный запас циклов-часов. С отдельными моделями гелевых аккумуляторов вы сможете зарядить прибор более 1000 раз.
В целом все свинцово-кислотные аккумуляторы имеют общие недостатки
- Большой вес. Примерно около 30 кг, навороченные модели могут весить на десятки килограмм больше.
- Чувствительность к превышению разряда. Он не должен быть более 25%.
- Неэкологичны. После использования присутствует необходимость в специальной утилизации.
Особенности эксплуатации
По сути, рекомендуемые AGM или GEL аккумуляторы, не нуждаются в каком-то специальном уходе. Оба аккумулятора являются необслуживаемыми, в чем их большая заслуга.
Однако также это означает:
- Запрет на вскрытие. Большое количество кислород нанесет пластинам непоправимый ущерб.
- Следует заряжать прибор, не более чем позволяет размер его емкости. Используйте ограничители заряда.
- Помнить о токсичности свинца. Если аккумулятор каким-то образом продырявился, что случается крайне редко, вам следует выкинуть его, но в специальных местах вторичной переработки. Данный тяжелый метал, очень опасен.
- Не стоит забывать о низком уровне зарядки. Если она ниже 20% вам следует подзарядить прибор, в случае с жидким электролитом это критично.
- Не использовать или хранить аккумулятор при температурах ниже -20°С или выше +60°С.
Рейтинг моделей с ценами
Выбирая тяговый аккумулятор, вы должны смотреть на его емкость (A/ч), долговечность (циклов заряда), минимальное напряжение (V) и температурные условия (°C).
Весь рынок тяговых аккумуляторов условно можно поделить на 3 категории:
- От 4 до 12 тысяч рублей. Такие аккумуляторы довольно неплохие, они имеют среднюю емкость (от 70 до 100 А/ч), устойчивость к вибрации и среди них попадаются модели глубокого разряда. Касательно технологии и типа, гелиевых аккумуляторов в данном ценовом диапазоне встречается немного. В основном это AGM-модели. Причем тут стоит опасаться так называемых кальциевых аккумуляторов. Это тот же свинцово-кислотный аккумулятор, только с добавлением кальция в качестве примеси к свинцу. Сложилось мнение, что после глубокой разрядки, данный тип аккумуляторов уже не восстанавливаются. Поэтому, если вы планируете разряжать ваш прибор полностью, лучше загляните в следующую ценовую категорию
- От 12 до 20 тысяч рублей. Сюда уже попадают и гелевые модели. Именно их мы рекомендуем для лодочных электромоторов. Они прочны, стабильны при самых низких температурах, выдают хорошее напряжение, что важно для мощности мотора. Отдельно отметим их емкость – от 100 до 150 А/ч. Но, если вы планируете долгую рыбалку, и хотите взять модель с улучшенной емкостью вам подойдут модели от 20 тыс. руб.
- От 20 до 40 тысяч рублей. Это самые топовые аккумуляторы для электромоторов на российском рынке. Их отличает большой пусковой заряд, почти сравнимый со стартерами, и громадный объем емкости (от 150 до 245 А/ч). А некоторые из них, вдобавок ко всему содержат резервную емкость.
3 модели
Давайте коротко пробежимся по трем разным моделям, представленным на рынке сегодня:
- Аккумулятор Deka DP24. Один из самых бюджетных вариантов. Средняя цена 8000 тыс. руб. Данный прибор хоть номинально и называется аккумулятором глубокой разрядки, по своей сути является AGM. То есть обладает всеми минусами данной технологии: плохо переносят температуру, имеет уменьшенное количество циклов разряд-заряда. Его емкость составляет 85 А/ч, а напряжение 12 В, что в целом неплохо. Данная модель будет очень хорошей для первой покупки тягового аккумулятора, чтобы разобраться со всеми тонкостями работы с ним. Хорош для небольших надувных лодок. И кстати, он не требует обслуживания.
- Аккумулятор гелиевый Minn Kota MK-31-GEL. Цена около 22-х тысяч рублей. Роскошный аппарат, герметизированный, с емкостью в 102 А/ч и напряжением 12 В, с настоящей возможностью глубокой разрядки. Фирма Minn Kota давно зарекомендовала себя как фирму лидера в моторном производстве. Их аккумуляторы ничуть не хуже. Замечательный вариант для мощных электромоторов.
- Аккумулятор Gel Deka 8G8D. Этот аккумулятор стоит 40 тысяч рублей и популярен на яхтах. Его емкость 225 А/ч. Он пускает ток более 1000 А и весит 71 кг. Добавить тут ничего.
Зарядное устройство
Что же, теперь, когда мы ознакомились с основными характеристиками аккумуляторов, рассмотрели модели разных категорий, поговорим о зарядном устройстве.
Он помогает ускоренно восстанавливать заряд и главное учитывает искомую емкость аккумулятора (например для аккумуляторов от 15 до 130 А/ч). Зарядное устройство содержит индикатор и компенсирует падающее напряжение.
Однако, эти цифры сильно зависят от окружающей температуры, чем она ниже, тем большее напряжение (в пределах нескольких десятых) можно подать.
лодочные аккумуляторы тяговые
Что выбрать, в чем основные отличия и сколько стоит лодочный аккумулятор.
Три типа морских аккумуляторов по назначению:
Если напряжение бортовой сети морского судна 24 вольта, используют две, последовательно соединенные АКБ.
Расчет нужной емкости – нужно фунты (мощность лодочного мотора) перевести в Ватты (а потом в величину потребляемого мотором тока). Для грубой оценки, 25 Фунтов – это потребление 25 Ампер, соответственно, что бы плавать 4 часа в теории нужен аккумулятор на 100 Ач. Но это в теории, и что бы не применять весла на обратном пути, при выборе лодочного аккумулятора, нужно руководствоваться не емкостью, указанной в конкретной модели АКБ, а его разрядными характеристиками!
Емкость каждый производитель, а за ним продавец указывает на этикетке, на сайте или витрине товара соответствующую РАЗНЫМ ВЕРСИЯМ СТАНДАРТА! Это важно понимать при сравнении и подборе. Нет просто значения “емкость”, есть значение емкость по C5, по С10, по С20.
Емкость 87,7AH/17.5A (5hr, 1.75V/cell,25C)
Сравнивать корректно нужно только емкость одного АКБ по С5 с емкостью другого АКБ тоже по С5. Откуда взять эти значения? Не стоит смотреть на красивые фото и картинки выставленных лодочных АКБ, необходимо найти в разделе “документация” файл с техническими характеристиками. Как правило, этот файл имеет расширение PDF. Лучше, что бы он был на языке завода-производителя, переведенного с китайского на английский. Например, техничка на Rdrive Marine EMA 12-107. В этом документе нам нужна строка: Rated Capacity. Там указана емкость в формате 87,7AH/17.5A а в скобках (5hr, 1.75V/cell,25C). Это означает, если к этому аккумулятору подключить лодочный мотор потребляющий 17.5 Ампер (или грубо, с тягой 17.5 фунтов), то через 5 часов напряжение на клеммах батареи упадет до 1,75*6=10,5 Вольт и мотор перестанет работать. Запасенная энергия или емкость в таком раскладе соответствует 87.7 Ач по (С5).
А ниже, приведена выдержка из PDF файла на Американскую морскую батарею Trojan SCS 225: Если присмотреться внимательно, значению 5-Hr соответствует емкость 105 Ач.
Вывод: нельзя поверхностно сравнивать, к примеру, эти две АКБ RDrive 12-107 и Trojan SCS 225! На первый взгляд емкость у них 107 и 105 Ампер час, а на самом деле емкость на коробке или в карточке товара указана при разных значениях (по разным версиям) С=107 Ач по С20 не равна С=105Ач по С5. Верным будут 87,7 Ач (180 минут хода на 25 фунтах) и 105 Ач (225 минут хода)! Будьте внимательны в выборе. Это не значит, что первая батарея хуже – это разные батареи и ниже мы это объясним!
Таблица технических и разрядных характеристик аккумуляторов и как ими пользоваться: Характеристики лодочного АКБ Trojan SCS 225
Характеристики лодочного АКБ RDrive Marine
Характеристики лодочного АКБ Yuasa Marine M31-100
Мы специально привели три выдержки из технических характеристик трех аккумуляторов сопоставимых по емкости и габариту, но разных по технологии и назначению. Разберем подробно какой АКБ для каких целей годится:
тяговый аккумулятор для лодочного электромотора
Основные функции: только питание электромотора лодки и бортовая сеть (ходовые огни, музыка, эхолот) Основные свойства – максимальная емкость в пределах заданного габарита, высокая энергоотдача при длительной нагрузке постоянным током потребления, максимальное число циклов заряд-разряд без потери емкости, минимальный вес. Вывод: для этих целей нужен тяговый АКБ. Двойного назначения нет смысла ставить, т.к. их стартерные возможности снижают тяговые возможности. Если посмотреть технические характеристики третьего АКБ – там указана емкость всего 100 Ач по С20, а это значит по С5 – 80-87 Ач. А кол-во циклов меньше на 100-150 чем у двух первых.
Теперь в зависимости от мощности Вашего лодочного электромотора можно из полу-тяговых* выбрать подходящий:
Верхняя строка таблицы показывает приблизительное время работы лодочного мотора при потреблении 25 Ампер. (
Источники:
http://3batareiki.ru/akkumulyatory/kakie-byvayut-tyagovye-akkumulyatory-dlya-lodok-i-v-chem-ih-osobennosti
http://fisherninja.ru/boat-batteries/battery/
http://balashiha.yavitrina.ru/gelevye-akkumuljatory-dlja-lodochnyh-elektromotorov
http://myownship.ru/acessories/akkumulyatory/tyagovyj-dlya-motora.html
http://www.h-energy.ru/lodochnye-akkumulyatory/