102 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Круглая лодка

Зачем вьетнамцы придумали круглые лодки

Какую форму имеет лодка? Любой без труда ответит — вытянутую. И только вьетнамец твердо скажет — круглую! Действительно, во Вьетнаме плавают именно на таких оригинальных суденышках. И кстати, нигде в мире их больше не используют.

Откуда у вьетнамцев взялись лодки-тазики

Когда туристы впервые видят круглые вьетнамские лодки, она сначала не понимают, что это такое. Потом изумляются: как на ЭТОМ можно плавать? И еще думают, что подобные плавсредства используются только для развлечения иностранцев, как катамараны на курортах.

Но нет, лодки круглой формы во Вьетнаме — дело вполне обычное, их используют уже много лет по традиции местные рыбаки. Такой вид водного транспорта называется Тхунг чай, что переводится как «корзина-смола», то есть просмоленная корзина. Дело в том, что раньше круглые лодки плели из прутьев, как корзины, а потом хорошенько обмазывали смолой сверху.

Сейчас плетеные экземпляры — большая редкость. Гораздо дешевле и проще изготавливать круглые лодки из пластика. Они бывают разноцветными — ярко-синими, красными, желтыми и по внешнему виду больше напоминают огромные тазики.

Экстремальный заплыв

Круглые лодки довольно вместительные: вывозят до 4-5 человек, а вот одному на таком судне плавать сложно. Дело в способе гребли: чтобы транспортное средство шло вперед, а не крутилось на месте, приходится совершать веслом движения с двух сторон, как бы обрисовывая восьмерку. Без сноровки правильно грести не удастся. А вьетнамцы управляют своими суденышками довольно ловко, видимо, срабатывает генетическая память.

Сиденья в лодках не предусмотрены, так что всю дорогу придется стоять. Впрочем, ноги устать не успеют, потому что круглые плавсредства далеко от берега не отходят. Рыбаки используют их для доставки на берег добычи с более крупных судов либо катают на них туристов. А гонки на круглых лодках — любимое развлечение вьетнамской молодежи. Для повышения скорости они навешивают на борта современные лодочные моторы.

Оригинальное транспортное средство не отличается устойчивостью, зато туристов ожидают незабываемые впечатления от катания. Но в целом иностранцам нравится: это довольно весело, хотя на волнах «тазик» качает порой очень сильно. Зато можно сделать забавные фото себя или соседей. На круглых лодках во Вьетнаме часто выезжают свадебные кортежи после завершения официальной церемонии бракосочетания. Особенно часто их можно увидеть на озере Далат, которое по этой причине еще называют озером влюбленных. Жених и невеста садятся в разные лодки, подплывают друг к другу и целуются через борт, выглядит это ритуал невероятно романтично и колоритно.

Круглая лодка

Пикники на природе и катание на лодках и катамаранах — традиционные летние виды отдыха. До настоящего времени, совместить их было невозможно. Просто сначала можно было проплыть по реке или озеру, выбрать подходящую полянку и устроить пикник. Сейчас желающие могут объединить эти развлечения.

BBQ Donut — это первое плавательное средство, которое предназначено для проведения пикников.

Сразу же обращает на себя форма судна — круглая. Конечно, это не первая лодка круглой формы, но именно BBQ Donut предназначена для пикников. В центре этого плавсредства расположен круглый стол, вокруг которого разместились десять посадочных мест. Какой же пикник без шашлыков! На BBQ Donut есть малодымный мангал, на котором можно приготовить мясные или овощные блюда.

Для того, чтобы защитить всех собравшихся на лодке от палящего солнца или небольшого дождя, можно раскрыть специальный большой зонт. Лодка BBQ Donut сконструирована так, что может выдержать большое волнение воды на реке или озере. Находящиеся в лодке, могут быть уверены в своей безопасности и в том, что доберутся до берега живыми и невредимыми.

Согласитесь, это так соблазнительно – неспешно плыть по реке или озеру, и сидеть за столом, на котором благоухает только что приготовленный шашлык, стоит запотевшая бутылка вина и овощной салат!

Автором BBQ Donut является немецкий дизайнер Себастьян Шмитт (Sebastian Schmitt). Он специализируется на создании оригинальных устройств и приспособлений для летнего отдыха.

Примечания

1. О «поповочке» подробнее можно прочитать в «КЯ» №57, а о жизни и работах А. А. Попова — в книгах И. А. Быховского «Корабельных дел мастера» и «Рассказы о русских кораблестроителях» (Л-д, «Судостроение», 1961 и 1966 гг.).

Как изготавливается вьетнамская лодка?

Плетение вьетнамских лодок (они называются «тхунг чай») требует особого мастерства. Мастер должен владеть особой техникой, которая выработалась за века существования лодок. Ловкие сильные руки и большой опыт позволяют сделать такую важную часть лодки как обод. Бамбук разрубается на отрезки определенной длины, они полируются, а затем пропитываются смолой. Затем бамбук разрезают на тонкие полоски и сушат. Сушат их не только днем на солнце, но и ночью просто оставляя на открытом воздухе, чтобы они, напротив, пропитались влагой. После нескольких дней воздействия на материал внешних природных факторов бамбук выпрямляется. И тогда, до конца просушив прутья, мастера начинают плетение. Из сырых прутьев плести вьетнамскую лодку нельзя, так они в этом состоянии ломкие. Рамой для лодки-корзины становятся несколько прочных коротких бамбуковых колышков, которые вбивают в землю.

Сейчас выпускают и пластиковые вьетнамские лодки-корзины. Выглядят они не столь аутенчино, но тоже колоритно.

Пользуются такими лодками по-разному, например, в Дананге в море выходит большое судно, на котором есть восемь-десять маленьких лодок корзинок, в зависимости от числа рыбаков. Уже в море лодки выбрасывают в воду и распределяют их на расстоянии около пяти метров друг от друга. Часто лодку используют для того, чтобы переправиться на катер через мелководье. Круглая лодка не слишком устойчива и держать в ней равновесие при сильных волнах довольно сложно. Но для рыбаков это привычное дело и они запросто передвигаются на неустойчивом суденышке.

Читать еще:  Какие бывают лодки

Вьетнамские лодки в виде корзин можно встретить и на плавучем рынке. Их применяют для перевозки различной продукции. А еще такие лодки используются на народных состязаниях в рыбацких деревнях. Для туристов (впрочем для местных жителей тоже) вьетнамская лодка — это прекрасная декорация для фотосессии. На фоне лодок снимают романтичные истории любви свадебные постановки. Вы можете увидеть множество вьетнамских лодок, отправившись, например, в курортную зону Муйне.

Я. Быховский, Катера и Яхты, №106, 1983 год

Две, с половиною тысячи лет назад Геродот, прозванный «отцом истории», рассказывая потомкам о своем удивительном путешествии на Ближний Восток, написал, что в Вавилонии больше всего его удивили лодки, плывущие вниз по реке: они имели круглую форму!

Эти лодки назывались куффами. Их строили армянские купцы специально для доставки своих товаров с нагорьев Кавказа по быстрым горным рекам вниз — на рынки многоязычного, шумного Вавилона. Как и нынешние туристские надувные плоты-понтоны для сплава, такие суда при малой осадке обладали довольно внушительной грузоподъемностью; не имея ни носа, ни кормы, они при любом развороте сохраняли максимальную остойчивость и потому не опрокидывались «через борт», даже попав в самые мощные водовороты.

В дошедших до наших дней источниках содержатся некоторые сведения о двух вариантах круглых плоскодонных лодок. Ранние куффы виденные Геродотом, имели «набор» — каркас из радиально расположенных шпангоутов (ветви гранатового дерева или камыш), поверх которого натягивалась обшивка, сшитая из воловьих сыромятных кож. Другой, более поздний вариант куффы представлял сплетенную из толстых ивовых прутьев гигантскую корзину, тщательно обмазанную расплавленной горной смолой (разновидность природного асфальта).

В «трюм» готовой куффы прежде всего укладывали снопы соломы, игравшие роль настила. Затем уже грузили пальмовые бочонки с винами дорогих сортов, бурдюки и прочие грузы. Водоизмещение куфф колебалось от 8 до 15 т. На каждую, помимо погруженных товаров, заводили двух-трех ишаков, а то и лошадей. Экипаж состоял из двух-трех человек, каждый из которых орудовал особым веслом, которое использовалось также и при посадке на мель в качестве шеста-футштока. В Вавилоне куффы разбирали: набор рубили на дрова, кожаную обшивку аккуратно складывали и грузили на вьючных животных, которые везли ее вверх — в горы, чтобы снова натянуть на каркас новой куффы.

В Лейпцигском этнографическом музее внимание многочисленных посетителей неизменно привлекает одна из таких куфф с кожаной обшивкой; она была найдена во время экспедиции в район предгорий Кавказа.

В более поздние времена куффы с асфальтовым покрытием получили широкое распространение для транспортировки грузов в страны, расположенные в нижнем течении Евфрата и Тигра. В современном Ираке куффы стали экзотической достопримечательностью, которая привлекает многие тысячи туристов: организованы прогулки по Евфрату на столь необычных, но вполне комфортабельно оборудованных прогулочных судах.

Известно и о применении круглых судов в сходных же условиях — для сплава по бурным мелким рекам — и в других странах. Так, еще в XVII— XVIII вв. такие лодки из кож на каркасе, сплетенном из ветвей, использовались жителями южноамериканской пампы; они называли свои лодки «пелотами». Индейцы североамериканских прерий на таких же круглых, обшитых шкурами лодках переплавлялись через реки и озера. Круглые глиняные лодки, очень похожие на огромные миски, делали древние обитатели нынешних Вьетнама и Бангладеш.

Позволю себе рассказать и о виденном лично. В 1914 г. мне, тогда еще совсем ребенку, довелось летом жить в поселке Райвола — нынешнем Рощино.

Во время проведения обзорных экскурсий туристы часто задают вопрос, почему во Вьетнаме круглые рыбацкие лодки. Вернее, сначала они вообще спрашивают, что это за огромные плетенные корзины раскиданы вдоль побережья. А вот тогда, когда узнают, что это лодки, они в недоумении и задают этот самый вопрос.

Есть несколько теорий по поводу этой диковинной формы.

Первая, более увлекательная и даже отчасти романтичная, — это история о том, как французы на территории колониального тогда Вьетнама решили обложить налогами рыбацкую часть населения страны. Мол, с этих пор все обладатели лодок должны уплачивать пошлину.

А вследствие того, что Франция — это Европа, а Европа сплошь буквоеды, то и прописать необходимо, что есть лодка. Ну кто не знает, что такое лодка? Это как-то заложено в нас. Плывет по воде, маленькое, с человеком или грузом на борту, значит лодка. Но не тут-то было. Закон есть закон, а стало быть и определение должно присутствовать. Ну и описали лодку, как некое сооружение, имеющее 2 борта, корму, нос, киль и т.д. и т.п.

И вот тут-то в действие вступила вьетнамская смекалка. Мол, приходят к рыбаку за налогами, а он такой и говорит, что, дескать, лодок-то и нет.

— Да вот так. Есть огромные корзины для риса, овощей, чего-угодно. А лодок нет.

Ну и французские мытари (налоговики стало быть) несолоно хлебавши, затылки почухав, уходили себе озадаченные. Красивая теория, не правда ли? Однако возникает ряд вопросов:

1. Кого боялись древние армяне, которые еще пару тысяч лет назад перевозили в лодках такой же формы свои товары в Вавилон? К ним-то французы не приставали

2. Почему такие лодки не встретишь на реке? Разве что явно случайно

3. А чего ж такие французы глупцы, ни разу не видели, как вьетнамцы на лодках круглых выплывали в море? Закон переписать не могли?

4. А что сами вьетнамцы по этому поводу думают?

И, если начать с последнего пункта, поговорив с обычным рыбачком, то оказывается, что все гораздо банальнее и прагматичнее. Это строение логически обусловлено. Стоит вспомнить, что на таких лодчонках вьетнамцы передвигаются именно в море и в основном лишь от своего судна к берегу, а также наоборот. Функции их достаточно ограничены. В итоге со слов вьетнамца я могу выделить такие основные причины :

Читать еще:  Дроп шот видео

1. Круглая плоскодонная лодка имеет максимальную поперечную остойчивость ( вот именно так вьетнамец мне и сказал), не переворачиваются они даже при большой волне. И если обычную лодку нужно всегда удерживать носом поперек волны, то здесь этого не требуется. А, если учесть, что их используют для коротких дистанций и исключительно в море, то этот факт является чуть ли не определяющим.

2. Она максимально легко управляется в условиях ограниченного пространства. Повернуть влево-вправо на ней умелый вьетнамец может гораздо проворнее, чем на обычной в нашем понимании лодке.

3. При своей площади она имеет максимальную грузоподъемность. А, если учесть пункт 1, то вообще все и сразу становится на свои места.

В условиях даже легкой качки, погрузив на обычную лодку, сравнимую по площади с круглой ( это очень немного) и посадив в нее 4 — 5 человек экипажа, вероятность оказаться в воде стремится к максимальной, а с круглой лодкой наоборот. Все то же самое с добычей после рыбалки.

Но своим туристам на экскурсиях мы это все не рассказываем, кому это интересно. А вот французы, это да, это очень эффектно

Гораздо больше интересной информации на наших нестандартных экскурсиях по Нячангу и вокруг него

Тут можно заказать тур

Наша группа ВКонтакте

Много интересного видео об интересных местах и жизни во Вьетнаме

Мы в инстаграмме

Интересную концепцию рыболовной лодки – платформы для ловли на спиннинг Ultraskiff 360 разработали инженеры компании Ultra Skiff. Это, пожалуй, единственная специализированная лодка для рыбалки диаметром 183 см и высотой борта 50 см, круглая форма которой определяет предельную остойчивость всей конструкции при ловле взаброс. Наряду с этим, новинка оснащена всем необходимым: вращающимся на 360 градусов креслом, держателями для спиннингов, транцем под электромотор до 55 lb, а также имеет мягкие нескользящие коврики по периметру, с которых, стоя на коленях, удобнее вынимать рыбу из воды.

Чтобы добиться устойчивости конструкторы этой рыболовной платформы весом 55 кг предусмотрели конический уклон палубы, обеспечив низкий центр тяжести.

Чтобы добиться устойчивости спиннингиста во время операций с удилищем или в процессе вываживания трофея конструкторы рыболовной платформы Ultraskiff 360 весом 55 кг предусмотрели конический уклон палубы, обеспечив, в том числе и за счёт внутреннего аккумуляторного отсека, более низкий центр тяжести. Уклон в сторону центра платформы открывает целый ряд преимуществ стабильности, равновесия и баланса, которые обеспечивается тем, что пальцы ног рыболова всегда находятся выше, чем пятки, по отношению к внешним краям такого судна. Именно поэтому на борту можно сидеть или стоять на самом краю борта, наклоняться или быстро передвигаться по палубе без опаски потери баланса.

Небольшая, лёгкая и прочная круглая лодка Ultraskiff 360 является идеальной рыболовной платформой для лова на мелководье и в зарослях, а также может использоваться для охоты или прогулок на спокойных водоёмах. Передвижение на таком судне может осуществляться на вёслах или с помощью лодочного электромотора. На палубе имеется несколько отсеков, в которых рыболов может разместить орудия лова, снаряжение, якорь, складные весла и пойманную рыбу. Палуба судна оборудована дренажной системой, а на бортах находятся удобные ручки для переноски или кантования корпуса. Один из разработчиков новинки Джеф Лиззио (Jeff Lizzio) на презентации отметил, что он проектировал эту плавучую платформу на основе собственного опыта, много лет занимаясь ловом рыбы из неудобных байдарок и маленьких лодок, что в конце концов привело его к болям в спине.

На борту рыболовной платформы Ultraskiff 360 можно сидеть в кресле или стоять на самом краю, наклоняться или передвигаться без опаски потери баланса. Передвижение на рыболовной платформе Ultraskiff 360 может проходить на вёслах или с помощью установленного на транец лодочного электромотора до 55 lb.

Полиэтилен из которого изготовлен корпус рыболовной платформы Ultraskiff 360 позволяет при транспортировке к прицепу или перемещении к берегу просто катить новинку как колесо, не боясь каких-либо повреждений. Производитель рекомендует перевозить такое судно вертикально или горизонтально на прицепе или в кузове пикапа, закрепив его с помощью ремней. Однако, по всей видимости, именно сложности с перевозкой ограничат распространение этой лодки для рыбалки — такой удобной на воде, но весьма габаритной при транспортировке. В тоже время, Ultraskiff 360 могут оценить владельцы рыболовных баз и платных водоёмов. Ведь наряду с удобством эта новинка способна обеспечить достаточную безопасность на воде для их гостей.

Странные вьетнамские лодки. Как на них плавают и зачем?

Вьетнам – страна-загадка.

Так много там непривычного для нас, странного и непонятного.

Одна из вьетнамских странностей – круглая лодка.

Когда я впервые увидела эту лодку издалека, я даже не сразу поняла, что это обычная лодка!

Думала, это прикол такой для туристов. Ну, типа “банана” и всяких катамаранов-лебедей.

Оказалось, нет. Не для развлечения туристов. Вьетнамцы просто сами плавают в таких. Могут, конечно, и туристов прокатить, но в основном используют в своей обычной повседневной жизни.

Называются такие круглые лодки «Тхунг чай», что в переводе — «корзина-смола».

Корзина, потому что изначально эти лодки плели из бамбука и покрывали смолой.

Кстати, такие и сейчас есть

Но пластиковые, конечно, встречаются чаще. Они и легче, и дешевле.

Когда наблюдаешь, как они управляются с этой круглой посудиной, прямо диву даёшься! Как, как они умудряются плавать на этих круглых лодках, больше похожих на тазики.. да ещё и с одним веслом. не иначе, как генная память.

Читать еще:  Костюм для летней рыбалки

Тазик этот очень неустойчивый, его постоянно подкручивает то в одну сторону, то в другую. Гребут, кстати, в нем стоя и одним веслом, совершая волнообразные движения «восьмеркой».

В общем, совсем непросто такой посудиной управлять, но. Вьетнамцы привыкли. И не собираются изменять своим традициям. Прогресс – хорошо, но старое-доброе от предков – ещё лучше.

И, наверное, они в чём-то правы. Соблюдение традиций – это самоидентификация нации. И у этого, безусловно, большой плюс.

Даже не знаю, плавают ли где ещё на круглых лодках кроме Вьетнама.

Конечно, в повседневной жизни эти лодки используют в основном рыбаки. Но и обычная городская молодёжь с удовольствие в таких плавает по время прогулок.

Кстати, в центре горного Далата есть озеро. Называют его озером влюблённых . И это очень популярное место отдыха и свадеб. Так вот там можно на такой круглой лодочке покататься.

А вьетнамцы, например, парень с девушкой или даже жених с невестой на двух лодках могут подплыть друг к другу и поцеловаться через борт 🙂 Это прям вот особый шик! И любовь на всю жизнь 🙂

Другие мои рассказы о загадочном Вьетнаме:

P. S. Буду благодарна за лайки, если понравилось!

И подписывайтесь на мой канал , если интересно то, о чём я пишу, чтоб не пропустить новые рассказы о путешествиях, отзывы о концертах, фильмах и спектаклях.

Спасибо, что дочитали до конца! Мне это важно.

Двигаться дальше

Вьетнамские круглые лодки Тхунг Чай

Многие приезжающие во Вьетнам удивляются плавающим тазикам. Спрашивают: это лодки? Да, это такие лодки. Они круглые, потому что раньше их плели как огромные корзины из бамбуковых прутьев. Потом обмазывали смолой, и в них можно было плавать. Отсюда они и называются тхунг чай (thúng chài), буквально «корзина рыбалка».

Сейчас их изготавливают из пластика, это дешево и не так трудозатратно, и теперь они похожи на огромные тазы.

Один такой тазик вмещает в себя четыре-пять человек, гребут в нем стоя одним веслом, совершая волнообразные движения «восьмеркой».

Обычно в них не плавают далеко, используя чтобы добраться с берега до рыбацких судов, расставить сети в прибрежных водах, привезти с корабля улов.

Понятно, что научно-технический прогресс не стоит на месте, и некоторые умельцы ставят в эту посудину стационарные двигатели и плавают на довольно приличные расстояния.

Нельзя сказать, что в них комфортно — на волнах сильно качает. Нам довелось это испытать на себе, когда мы возвращались с маяка Ке Га. Мы сидели на дне, где плескалась вода, вцепившись в борта. Было весело, хорошо, что недолго :). Но вьеты — люди привыкшие. К тому же плавать в тхунг чай учат с детства.

А выглядят они и впрямь забавно. Туристы любят в них пофотографироваться, фотографии выходят колоритные. Да и во время свадебной фотосессии это весьма подходящий реквизит. Так сказать, любовная лодка, которая еще не разбилась о быт. :)))

Вьетнамские лодки тхунг чай

Круглые вьетнамские лодки (thúng chài — тхунг чай) многие видели на фотографиях и в рекламных проспектах еще задолго до посещения страны. Они являются настоящим символом Вьетнама, потому что выглядят очень аутентично и колоритно. Используются они повсеместно, на всем побережье Вьетнама, несмотря на свою простоту и примитивность.

Из чего делают лодки тхунг чай

Традиционно такие лодки изготавливаются из бамбуковых прутьев, которые обмазываются смолой. Тхунг чай даже переводится на русский язык, как «корзина-смола». Но сейчас лодки часто изготавливают не только из бамбука, но и из пластика (выглядят они, как очень большие тазы). Пластик во Вьетнаме стоит очень недорого, а вот процесс традиционного производства лодок из бамбука сложный и трудоемкий: бамбук пропитывается смолой, сушится, после чего на специальном каркасе из прутьев плетется лодка. Пластиковые лодки более практичные, изготовляются в промышленных масштабах, но выглядят они, конечно, не столь аутентично, как бамбуковые.

Где используют лодки тхунг чай

Лодки-корзины используются рыбаками, чтобы расставить и собрать сети в прибрежных водах, а также для того, чтобы добраться с мелководья до рыбацких судов, которые располагаются подальше от берега или преодолеть прибойную волну. Бывает, что даже туристов везут на катер на такой лодке, так как моторные катера не могут подойти ближе. Такой способ передвижения практикуют у маяка Кега. При сильных волнах удерживать равновесие в такой корзинке сложно, нужно держаться покрепче. В лодке могут находится три-четыре человека, гребут в ней стоя. Современные лодки-корзины могут быть оборудованы мотором.

В некоторых вьетнамских провинциях в море выходит большое судно, на котором находится несколько лодок-корзин. Уже на большом расстоянии от берега лодки выбрасывают в воду и распределяют на расстоянии нескольких метров друг от друга, после чего рыбаки начинают свой промысел. Лодки могут служить средством перевозки продукции на вьетнамском плавучем рынке. В плетеные лодки рыбаки кладут еду, когда отправляются на промысел, в них же помещается улов по возвращению.

В рыбацких деревнях лодки также используются для веселых народных состязаний.

Сейчас туристы специально приезжают в рыбацкие деревни, чтобы увидеть колоритный морской пейзаж с лодочками-корзинками тхунг чай. Многие устраивают на их фоне фотосессии.

Годы идут, техника, в том числе плавучие средства передвижения, совершенствуется, но рыбацкие вьетнамские лодки по-прежнему активно используются и вероятно будут существовать еще долгое время, также, как знаменитые вьетнамские конусные шляпы «нон».

Вам понравится:

Автор Дима-тур в 05/12/2018 . Опубликовано Культура и традиции

Источники:

http://go29.ru/2020/01/26/zachem-vetnamczy-pridumali-kruglye-lodki/
http://lodkavmore.life/lodki/plastikovye/kruglaya-lodka.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5b7ebd9e5d36b000af9e68cd/5dcbbb155563ed655c358909
http://aheadlife.com/2019/01/26/vietnamese-round-boats-thung-chai/
http://ru.dimatourmuine.vn/%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8-%D1%82%D1%85%D1%83%D0%BD%D0%B3-%D1%87%D0%B0%D0%B9/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: