3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды узлов и способы их вязки

Содержание

8 простых узлов, которые выручат в любой ситуации

В жизни случается всякое. Скажем, вам нужно забраться на небольшую высоту, привязать груз или вытащить машину из ямы. В подобных случаях не обойтись без правильно связанной веревки, поэтому умение вязать надежные узлы — крайне полезный навык.

AdMe.ru решил помочь вам освоить 8 самых простых и полезных узлов, которые пригодятся в любой ситуации.

Затягивающий узел

Как делать. Берем край веревки и складываем его буквой «Z». Коротким концом делаем 3–4 оборота вокруг веревки и продеваем его в нижнюю петлю. Затягиваем веревку с помощью верхней, рабочей петли.

Где применить. Такой узел удобно крепить к различным предметам. Например, поднимать или опускать предметы с узким горлышком.

Связывание шестов

Как делать. Для начала делаем обычный узел на одной из планок. Затем прикладываем к ней вторую и делаем 5–8 оборотов вокруг. Оставшимся концом стягиваем обвязку, продевая его между жердей.

Где применить. Такие обвязки довольно прочные и могут быть использованы для получения одного длинноного шеста, устранения перелома или простого связывания двух и больше палок.

Узел «Констриктор»

Как делать. По центру веревки делаем петлю. Затем одну из сторон переворачиваем так, чтобы веревка была в форме восьмерки. Теперь берем за центр этой восьмерки (место пересечения) и просто складываем петли в готовый узел.

Где применить. Особенность этого узла в том, что после затяжки в обратную сторону он сам не развяжется. «Констриктор» подходит, чтобы затягивать мешки, пережать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, можно даже пользоваться им как жгутом.

Узел «Лестница»

Как делать. В левую руку берем конец веревки. Правой рукой обратным хватом переворачиваем петлю и фиксируем веревку в левой руке. То же повторяем с оставшейся веревкой. Затем конец веревки (который болтается снизу) продеваем в петлю, хватаем за него, бросая остальное. Теперь вся веревка в узлах, промежуток которых равен величине петли.

Где применить. Такую веревку можно использовать при спуске, подъеме на высоту или чтобы вытянуть машину из ямы.

«Бочечный» узел

Как делать. Кладем предмет на веревку и обвязываем его самым обычным узлом, которым завязываем шнурки. Затем петлю узла растягиваем на стенки предмета и затягиваем.

Где применить. Такой узел часто используется для поднятия тяжелых круглых предметов. Кроме того, им удобно поднимать несколько предметов сразу. Или использовать вместо ручки для ведер, банок, бочек.

Узел «Прусика»

Как делать. Берем край петли из тонкой веревки и делаем 3–4 витка вокруг основной веревки, при этом пропуская конец через петлю. Без нагрузки этот узел отлично скользит по веревке и его можно легко передвигать рукой. Но если на узел подается нагрузка, то он затягивается намертво и не сдвинется с места.

Где применить. С помощью таких узлов можно легко подниматься по веревке на любую высоту или подвесить какой-либо предмет.

Узел «Ручка»

Как делать. Отмерьте веревку такой длины, чтобы она полностью огибала большой плоский предмет. Концы веревки свяжите обычным узлом, а остальную часть перекиньте на другую сторону, чтобы веревка была на 1/3 высоты предмета. Возьмите за середину веревки с двух сторон и используйте как ручку для переноса.

Где применить. Удобен для переноски больших плоских предметов, которые сложно охватить рукой. Хват в районе центра тяжести позволяет без усилий наклонять предмет при подъеме и спуске по лестнице.

Прямой узел

Как делать. Возьмите две веревки и перекрестите их (красную поверх синей), чтобы образовался полуузел. Перекрестите их еще раз (красную поверх синей) и затяните оба конца, чтобы образовался прямой узел.

Где применить. Один из самых простых узлов для связывания двух веревок. Можно использовать, если нужно что-то временно подвязать при небольших нагрузках. При больших нагрузках на связанные тросы и при их намокании прямой узел сильно затягивается. Но развязать его очень просто.

Как вязать туристические веревочные узлы

Веревка — незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Потому в данной статье мы разберем основные виды веревочных узлов и способы их применения в походе. Они особенно вам понадобятся в походе на Эльбрус. Также будут приведены схемы туристических узлов.

И начнем мы с того, что разберемся, как завязать самый простой узел.

Вяжем прямой узел

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.

Схема прямого узла:

Один из вариантов контрольного узла:

Туристские узлы: проводник, швейцарский проводник, восьмерка

Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:

Как взять узел восьмерка? Схема:

Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен. Наши инструкторы в турах в горный Алтай особенно любят этот узел. Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.

Узел грейпван

Грейпван – более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъеме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.

Пиратский узел: быстроразвязывающийся

Используется для временного крепления, либо для тех случаев, когда после спуска нужно вернуть веревку. Один конец веревки при завязывании данного узла служит для удержания веса, другой – для развязывания узла.

Как завязать ткацкий узел?

Ткацкий узел используется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Состоит он из ряда страховочных узлов и, поскольку имеет тенденцию сползать, требует дополнительно контрольных узлов. Как завязать ткацкий узел? Накладываем две веревки одна на другую, вяжем контрольный узел сначала с одной стороны, потом с другой, стягиваем два узла, а на концах завязываем еще по одному страховочному узлу.

Читать еще:  Как связать плетенку с леской

Как вязать шкотовый узел?

Что делать, если нам нужна одна длинная веревка, а у нас есть лишь куски веревок разной толщины? Для этого нам понадобится шкотовый узел. Он подходит для постоянных нагрузок, т.е. при отпускании может развязываться.

Усиленный вариант шкотового – брамшкотовый узел (тонкая веревка наматывается).

Как вязать туристические узлы правильно? Итоги

Подведем итоги. Все виды веревочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

  • для завязывания двух веревок одинакового диаметра;
  • для связывания веревок разного диаметра;
  • для создания петель;
  • для обвязывания веревки вокруг предмета (дерево, столб и т.д.);
  • для схватывания другой веревки (крепления страховки, организации переправы — понадобится в туре на Камча тку ).

Это далеко не полный перечень назначения веревочных узлов для туризма. Однако, освоив приведенный выше набор узлов, вы станете гораздо эффективнее и полезнее в походной жизни. Важно помнить, что каждому узлу необходимо уделить особое внимание, чтобы правильно его вязать. Ведь от вашей внимательности может зависеть не только ваша жизнь, но и товарищей по походу. Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других.

Больше информации об узлах на видео:

Другие статьи

Трудности в походе

Собираясь в поход, нужно трезво оценивать свои силы и возможности. Какие-то походы можно рассматривать как первые в вашей жизни, для других необходим походный опыт за плечами. Опыт – это умение предвидеть, с какими трудностями.

Сколько стоит съездить на Камчатку

На краю света, там, где начинается Россия, находится настоящий сказочный сундук с природными богатствами – вулканами, океаном, горячими источниками и марсианскими пейзажами. Этот сундук – Камчатка. Через весь полуостров.

Сколько стоит сходить на Эльбрус

Эльбрус – потухший стратовулкан с двумя вершинами, высочайшая точка России и Европы. Обе вершины великана – пятитысячники: высота западной – 5642 метра, восточной – 5621 метр над уровнем моря. Склоны Эльбруса.

Безопасность на Камчатке: медведи

Подняться на вулкан, искупаться в горячем источнике, поесть икру и увидеть медведя – чек-лист приключений, за которыми туристы едут на Камчатку. Но бурый медведь – это не плюшевая игрушка, а непредсказуемый хищник, встреча с.

Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Количество узлов для вязания веревок и канатов насчитывается более 700 самых различных видов. Естественно, что не все они могут часто использоваться в обыденной жизни, но все же нужно знать и уметь завязывать хоть несколько основных, чтобы при необходимости можно было использовать их в определенных ситуациях. Например, знание, как вязать узлы, поможет в критической ситуации закрепить веревку для переправы через реку или выполнить с ней другие манипуляции.

Свойства узлов

Узлы известны людям с давних времен. Еще наши предки в каменном веке использовали их при изготовлении инструментов для охоты и вязке шкур для одежды. В сущности — это переплетение определенным способом веревок, лент, канатов или лески для привязывания их к некоторым предметам, а также соединения этих элементов между собой.

При их многочисленном количестве, естественно, невозможно знать и уметь связывать все возможные узлы. Это практически не может ни один человек в мире. Но все же желательно понимать, как вязать узлы на веревке, и иметь определенные навыки их связывания.

Требование к связкам

Практически в каждой сфере, где используются узлы, они имеют свою форму и метод вязки, который в определенной ситуации является максимально удобным, надежным и красивым.

Сплетение может быть из нескольких или одной веревки (каната, троса, нитки) разного либо одинакового диаметра.

По применению сплетения могут быть туристическими, морскими, альпинистскими или рыболовными. Для каждой вязки существуют конкретные требования по прочности. Например, альпинистские и туристические связки должны быстро запоминаться, просто вязаться, быть надежными и легко развязываться. Кроме этого, не растягиваться под нагрузкой и не затягиваться намертво без надобности.

Причины потери прочности

Любые канаты, шнуры или веревки имеют свои конкретные характеристики прочности. Если, например, к веревке, используемой для натяжки палатки к забитым в землю колышкам, не предъявляются особые требования, то в определенных сферах деятельности такая невнимательность может привести к трагическим последствиям.

Это в первую очередь относится к альпинизму.

Кроме этого, следует знать, что практически любая вязка в какой-то мере ослабляет прочность веревки.

Например:

  1. Булинь снижает прочность веревки почти на 1/3.
  2. Восьмерка ослабляет на ¼.
  3. Ткацкий узел — почти на 35%.

Также перед тем как завязать узел, следует вспомнить такие факторы:

  1. Прочность мокрой веревки снижается почти на 10%.
  2. На сильном морозе (в пределах 30 градусов) прочность снижается на 1/3.
  3. Старые, длительное время пролежавшие на солнце, имеющие поврежденные нити веревки теряют практически 50% своей прочности.

Как вяжутся морские узлы

Почти с самого детства многие слышали, что существуют некие мифические разновидности морских узлов, несравнимые по прочности и сложности с обычными «бантиками», которые мало кто может вязать. И, действительно, в море невозможно обойтись без знания и умения связывать определенные узлы, из которых каждый предназначен для определенных целей и в руках умельца становится эффективным помощником в критических ситуациях.

Чтобы научиться правильно вязать любые узлы, нужно знать их составные части, которых всего две — корневая и ходовая.

Водяной морской

Этот узел часто используется для вязки тросов и канатов, используемых на морских суднах. Он отличается от других тем, что:

  1. Не растягивается и отлично выдерживает воздействие резких рывков.
  2. Самостоятельно не может ослабнуть и развязаться.
  3. Даже намокнув, сохраняет полностью все свои свойства.

Но с его помощью можно связать только элементы одного диаметра.

Чтобы завязать крепкий «водяной морской узел», следует четко следовать определенной последовательности:

  1. Нужно уложить ходовые отрезки канатов параллельно и сформировать из них замкнутую петлю, после чего концы подвести под их корневые окончания.
  2. Затем следует сделать ходовыми концами три оборота под корневыми окончаниями. При этом нужно четко соблюдать параллельность канатов.
  3. Затянуть все концы конструкции одновременно.

Беседочный булинь

Считается самым древним узлом, которым пользовался еще Ахиллес. По свидетельству археологов, на востоке им пользовались еще за 3000 лет до формирования нашей эры.

В наше время название этого морского узла пошло от небольшой деревянной доски, которую называли «беседкой». Ее опускали с сидящим на ней человеком за борт корабля для покраски судна или проведения других ремонтных работ.

Кроме этого, у беседочного узла имеется второе наименование — «булинь», что означает снасть. При ее помощи оттягивается наветренный боковой канат нижнего прямого паруса на яхте. Снасть крепится к канату булинем.

Эта узловая завязка представляет собой петлю, которая под нагрузкой не затягивается, имеет компактные размеры и просто вяжется. При этом содержит элементы таких вязок, как полуштык, прямой и ткацкий. Это практически дает ему право называться универсальным.

Как завязать правильный узел:

  1. На конце веревки следует сделать небольшую петлю.
  2. Затем нужно сделать вторую петлю, после чего кончик веревки пропустить в первую. Размер второй петли должен быть ориентирован на габариты предмета, для которого он вяжется.
  3. После этого конец оборачивается вокруг коренного окончания веревки и пропускается в первую петлю, через которую он пропускался в самом начале вязки, и туго затягивается.

Кроме этого, существует еще и «португальский булинь» (двойной беседочный). Используется при необходимости, когда нужно завязать на конце каната одновременно две незатягивающиеся петли. Данной связкой можно поднять, например, израненного человека. Для этого в петли следует продеть ноги пострадавшего после чего подмышками вокруг груди вяжется дополнительно узел полуштык. В этом случае, даже будучи без сознания, раненый не вывалится из вязки.

Простой штык

Связка «Простой штык» также относится к незатягивающимся петлям и используется в ситуациях, где требуется надежное крепление. Обычно они используются для крепления плавсредств к причальным тумбам, тросов для буксировки и тяжелых грузов.

Достоинством этого узла является возможность развязать его без проблем, даже если он находится под нагрузкой.

Для его завязки нужно:

  1. Сделать один с половиной оборота каната вокруг причальной тумбы или другого выбранного предмета.
  2. Ввести конец каната поверх коренного окончания и завести его вниз, через коренное окончание в образовавшуюся на канате петлю (образуется еще один виток).
  3. Затянуть получившийся виток, сделать для страховки еще один и привязать ходовое окончание к веревке.

Веревочные крепления в нашей жизни

Чтобы привязанная поклажа не смогла самостоятельно развязаться и, например, упасть с багажника автомобиля при движении, нужно научиться правильно вязать определенные узлы. Из многочисленных узлов, существующих в мире, можно выбрать несколько, которые обязан знать и уметь завязывать каждый мужчина.

Прямой (рифовый)

Этот модуль является наиболее простым, но в зависимости от ситуации может завязываться различными способами, удобными для вязчика.

Недостаток прямого узла в том, что при нагрузке он сильно затягивается, а в мокром состоянии или обледенении под воздействием переменных нагрузок может самовольно развязываться.

Читать еще:  Как завязать крючок на леску

Чтобы этого не произошло, концы этой связки для страховки дополнительно связываются. При очень больших нагрузках в центр рекомендуется вставить любой небольшой предмет в виде палки, ветки или альпинистского карабина. В этом случае он не будет, затягиваться, а также развязываться.

Чтобы быстро соединить две веревки, необходимо проделать такие действия: взять в обе руки концы веревок и закинуть, например, правый конец на левый, в итоге они перекрестятся. Тот же правый конец, он в данный момент должен находиться слева, следует обернуть вокруг левого. Затем нужно закинуть левый конец на правый и обернуть веревку вокруг него, после чего туго затянуть.

Вязка восьмеркой

Этот походный тип связки, используемый альпинистами и скалолазами, составляет основу для вязки множества сложных узлов, предназначенных для различных назначений. Например, его можно использовать, как стопор конца троса или закреплять к колкам струны музыкальных инструментов.

Чтобы его завязать, следует произвести следующие действия:

1. Накинув веревочный конец на коренное окончание, образовать петлю.

2. Затем, обернув конец вокруг веревки, продеть его в образовавшуюся перед этим петлю.

3. Получившаяся из веревки фигура будет в виде цифры восемь. После этого остается только затянуть концы веревки.

Мичманский регулируемый

Применение этого узла позволяет при необходимости укорачивать полезную длину веревки или, наоборот, удлинять. Его должны уметь вязать те, для кого любимым отдыхом является туризм. Используя его, можно закрепить, например, палатку, затянув или ослабив ее растяжки.

  1. Сделав петлю, следует пропустить в нее конец веревки, предварительно обернув его вокруг коренного окончания.
  2. Затем нужно сделать еще один виток, пропустив веревку между коренной частью и первым витком.
  3. Третьим витком обводятся два предыдущих, после чего ходовой конец заводится за коренное окончание веревки.
  4. Формирование узла завершается после того, как ходовой конец будет пропущен под образовавшуюся петлю после третьего витка вокруг коренного окончания.

Затягивающаяся удавка

Эту затягивающуюся петлю называют «висельной» либо «эшафотной». Она чаще всего используется для временного крепления за предметы, плавающие в воде, или для накидывания на какие-либо конструкции и элементы, находящиеся на берегу.

Для ее вязки из веревки выкладываются две практически одинаковые по размеру петли. Затем ходовой конец веревки несколько раз обматывается вокруг обеих петель и пропускается в верхний, ближний к ходовой веревке, заворот. После этого верхняя петля затягивается, зажимая обходной конец веревки.

Затягивающаяся удавка легко затягивается, для этого нужно просто потянуть за коренной проводник веревки. Чтобы развязать данную связку, следует выдернуть ходовой конец из верхней петли.

Координируемый Таутлайн

При необходимости, если нужно будет производить регулировку длины веревки после ее привязки к чему-либо, лучше всего использовать специальную вязку Таутлайн. Этот практически хороший туристский узел часто используется при установке палатки и натяжного тента. Кроме этого, с его помощью можно подвесить определенный груз над землей, например, рюкзак с продуктами, что позволит защитить их от влаги, а также диких животных и насекомых.

Прочный Грейпвайн

Данный узел позволяет надежно связать две веревки, имеющие разную толщину. Относится к самым прочным связкам, предназначенным для крепления канатов, имеющих одинаковый диаметр. Характеризуется минимальным коэффициентом ослабления в пределах 5%. Данных показателей практически нет у многих других узлов. Вязка Грейпвайн практически может бывать без каких-либо дополнительных страховочных узлов.

Узел состоит из двух/трех полуузлов, которые отличаются по количеству витков каждого конца веревки вокруг другой коренной. Каждый полуузел вяжется только одним концом веревки, который должен быть длиной в пределах 12−20 см.

Близок к этому узлу по функции и плоский узел, которым можно без проблем связать канаты, имеющие разную толщину. Имея четыре точки пересечения, он, не затягиваясь намертво, гарантирует высокую прочность соединения.

Чтобы ознакомиться с техникой вязки туристических узлов, которые практически похожи на морские, нужно просто освоить инструкцию, где имеются узлы туристические с названиями схемы их завязывания. Кроме этого, нужна будет постоянная практика, которая позволит быстро схватывать и запоминать последовательность их вязки.

Морские узлы для начинающих. Топ 5 самых полезных

Каждый мальчишка видит себя пиратом и бороздит морскую даль под «Веселым Роджером». Особенно после просмотра соответствующих фильмов. Старшее поколение наверняка помнит советскую экранизацию «Острова сокровищ» 1971 года. Это нечто невероятное! Для молодежи пиратский кумир Джонни Депп. Шляпы, повязки, костыли и конечно вязка морских узлов .

А ведь это не просто связанные вместе куски веревки. Крепко и красиво связать канат – настоящее морское искусство, овеянное древностью. Думаете, в современном мире морские узлы не нужны? Расскажите об этом морякам J Тем более что кроме ВМФ и океанских лайнеров есть парусные яхты, катамараны и другие небольшие суда и суденышки. Узлы могут пригодяться туристам, предпочитающим отдыхать вдали от цивилизации.

Морские узлы для начинающих

Первый совет будущим «морским волкам» – изучаем термины. Без теории не стоит приниматься за узлы. Начнем с правильных названий:

· «коренные концы» – крайний отрезок троса или веревки, закрепленный неподвижно;

· «ходовые концы» – свободное окончание троса или веревки. С него начинаем вязать любой узел;

· «петли» – сложенные пополам ходовые или коренные концы;

· «калышки» – петли из концов веревки, которые перекрещиваются между собой;

· «полуузлы» – перехлестывающиеся окончания одной и той же или разных веревок;

· «обносы» – участок веревки или троса, обмотанный вокруг объекта или предмета. Концы не перекрещиваются;

· «шлаги» – оборот троса вокруг предмета или другого троса. Концы направляются в противоположные стороны.

Теперь о других терминах. Не лишним будет ориентироваться в международных, читайте английских, обозначениях и основных типах, которые применяются на практике:

· Переплетающиеся или связанные концы – KNOT;

· Переплетающаяся пара ходовых концов – BEND;

· Крепление ходовых концов к объекту – HITCH.

МОРСКИЕ ТРАДИЦИИ. Англичане считают невозможным выход в море в пятницу, особенно, если число тринадцатое. Моряки идут на все, чтобы отменить плавание. Это связано с преданием о распятии Христа, которое по поверьям произошло в пятницу. Чиновники пытались бороться с суеверием, даже спустили на воду корабль с именем «Пятница». Судно проплавало недолго – пропало без вести вместе с экипажем.

С названиями разобрались. Дальше нужно освоить основные схемы, так сказать, принцип вязания. Остальные узлы пойдут проще. К начальным узлам относятся: булинь, восьмерка, прямые узлы, простые полуштык и штык.

Морские узлы. Схемы вязки для начинающих

Практиковаться лучше на булине

Не сказать, что он самый простой 🙂 А вот важный, это да. Булинь состоит из элементов других узлов, поэтому считается универсальным. Или почти универсальным – страховки, швартовка, крепление тросов к гаку и многое другое. Еще один плюс заключается в возможности работать с любым материалом. Без разницы какой диаметр троса, да и материал не важен. Главное вязать правильно.

Плюсы схемы становятся очевидны после первых успешных завязываний – легко вязать и развязывать, не скользит по веревке, надежен. На первый взгляд схема кажется сложной, на самом деле делаем четыре операции:

· Формируем петлю сверху вниз;

· Пропускаем ходовой конец в петлю;

· Продеваем ходовой конец через петлю еще разок, пропуская сзади коренного;

· Затянем узел. Туго.

Нужно быстро распустить узел? Не вопрос – сдвигаем петлю по отношению к предварительно ослабленного коренного конца.

Булинь освоен, пора приступать ко второму по значению узлу – «восьмерке».

Классическая схема, пришедшая со времен открытия Америки. Название отражает форму от и до. Почему схему изучается в самом начале? Узел используют в качестве стопора или закрепляющего элемента. Как завязать морской узел на веревке ? Легко и непринужденно 🙂 Последовательность такая:

· Берем ходовой и оборачиваем вокруг коренного конца. Теперь аккуратненько вытянем ходовой конец, сделав петлю;

— Пропускаем ходовой конец в петлю, но сначала заведем его за самого себя;

· Крепко стянем узел.

Теперь схема, называемая «прямым узлом».

Принцип вязки не сложен: ходовой пускаем в одну сторону, коренной конец в противоположную. Такой узел и развязать не составит труда. Потянули концы в разные стороны и… вуаля! Если пустить концы в одном направлении, получится совсем ненадежная конструкция. Кстати, однонаправленный прямой узел называется «бабским» 🙂

ВАЖНО! Узлы могут ослабнуть самопроизвольно. Простые узлы снижают надежность крепления в два раза, прямые узлы крепко держат груз. Подобные узлы не используются в альпинизме, туризме или плавании на яхтах.

Схема простого полуштыка и штыка

Этот узел служит основой для многих более сложных конфигураций. Простой полуштык относят к незатягивающимся узлам. Схема надежна, способна держать сильное натяжение. Получается узел так:

· Ходовой конец обворачиваем вокруг предмета, на котором крепится трос;

· Теперь еще один обвод вокруг коренного и пропускаем конец через петлю;

· Соединим коренной и ходовой концы.

Простые штыки считаются дальнейшим развитием полуштыка. Фактически, узел образуется из двух простых полуштыков. Схему используют при швартовках судна или буксировке. Соответствующее назначение можно придумать и на суше. Не стоит вязать узел из большого количества полуузлов, максимум три. Толку ноль. Можно связать 4,5 или 6 полу схем в одну, надежность выше не станет.

Читать еще:  Виды спиннинговой ловли

Якорный узел

Напоследок рассмотрим, как вязать морской узел, который называют «якорным». Если предполагаете сильную нагрузку или подвес тяжелого предмета, используйте рыбацкий штык.

Схема пришла из древности – моряки крепили таким узлом якорь. Отсюда одно из названий.

Разница в первом полуштыке, который пропускаем внутрь шлага, охватывающего предмет.

Стать заправским мореходом или лихим пиратом сразу не выйдет. Даже, если научимся лихо вязать морские узлы 🙂 Но, доведенный до автоматизма навык поможет в бытовых ситуациях, на даче или в походе. Искусство вязания узлов зависит от постоянной практике. Успехов в освоении и попутного ветра!

Если вам нравятся наши статьи, подписывайтесь на канал ►, ставьте лайк ♥ и делитесь с друзьями! Спасибо, что вы с нами!

Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Морские узлы нам известны еще со времен возникновения мореплавания, но их использовали в собственных целях первобытные люди. Считается, что стали вязать веревки еще задолго до того, как был добыт огонь. Крепкие узлы создали моряки, ведь от качества крепления мачты зависела скорость передвижения парусника и безопасность команды.

С помощью замысловатых простых узлов крепили тысячи метров такелажных снастей, мачты, реи и паруса. Насчитывается свыше 500 видов морских узлов, но в современном мореплавании используется около 40 наименований.

Морской узел может спасти жизнь

Однажды в море случилось несчастье. Моряк-подводник по неосторожности упал в ледяную воду. Пока корабль подходил на помощь, человек успел сильно замерзнуть. Попытки кинуть спасательный круг оказались неуспешными.

Было принято решение бросать канат. У тонущего руки обмерзли, он не мог самостоятельно совладать с веревкой. Человек опоясал себя, но затянуть самостоятельно не было сил.

Моряки потянули канат, он затянулся самостоятельно. Конструкция смогла удержать потерпевшего, его вытянули на палубу. Веревочное крепление спасло не одну жизнь, поэтому к нему относятся с уважением.

Соединить качественно тросы непросто. Классические узлы, которые применяются в быту для шнурования, для морского дела непригодны. Это универсальная конструкция, которая быстро завязывается и легко развязывается рывком.

Классификация морских узлов

Все названия морских узлов к нам пришли с других языков.

Термин «якорный узел» обозначался несколькими различными словами в зависимости от конструктивной особенности вязки:

  • «knot» — переплетают, связывая ходовый край с коренным, на конце каната создается утолщение;
  • «hitch» — предназначен для закрепления ходового конца к реям, мачтам, другим снастям и предметам;
  • «bend» — используют для увеличения длины троса посредством связывания двух концов.

Коренной участок каната – участок, закрепленный стационарно. Ходовый конец – свободный край, который ни к чему не крепится, с него начинают завязывать веревку.

Новичкам рекомендуется освоить технику вязания основных узлов, которые часто используются в мореходстве. Начинать нужно с простых конструкций, постепенно усложняя технику. Вязку одного узла следует доводить до автоматизма, только потом приступать к изучению новой конструкции. Следует помнить, что многие названия узлов пришли из англоязычных наречий. Одно и то же крепление может иметь до 7 названий.

Часто используемые морские узлы

Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом». Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких. Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.

  1. Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
  2. Далее его заводят за коренную часть.
  3. Возвращают назад в петлю.
  4. Маленький кончик должен остаться во второй петле.
  5. Выполняют тугое затягивание.

Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.

  1. Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
  2. Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
  3. Плотно затягивают.

Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.

При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.

Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.

Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.

Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:

  1. Две коренные части соединяют.
  2. Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
  3. Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.

Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов. Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.

Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.

Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.

Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.

Гордиев узел и морской: различия

Гордиев узел развязать невозможно. Легенда рассказывает, что однажды фригийский царь Гордий соорудил очень сложный замысловатое крепление, соединяющий ярмо скота и телегу. Предсказатель упомянул, что умелец, который сможет его распутать, будет править миром.

В 334 году н.э. Александр Македонский принял вызов развязать конструкцию и разрубил ее мечом. Это предсказание во многом сбылось. Полководцу удалось завоевать многие страны и создать самую крупную монархию того времени. С тех пор считается, что «разрубить гордиев узел» — это принять быстрое решение в сложном вопросе. Морской аналог обладает крепостью, но его можно развязать без усилий. Достаточно потянуть за свободный конец.

Прочность узла не зависит от выбранной техники вязания. Чтобы крепление выполнило свою функцию, нужно правильно его завязать.

Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.

Правильно связанная конструкция должна выдержать четырнадцатикратную нагрузку. Причудливые названия соединений иногда режут слух, но в узле таится мудрость моряков всех стран мира, принадлежащих к предыдущим поколениям. Веревочное крепление сочетает надежность, простоту и здравый смысл. Старые моряки о дружбе говорят, как о связанной морским узлом.

Давно вы имели по-настоящему КРУПНЫЙ УЛОВ?

Когда последний раз ловили десятки ЗДОРОВЕННЫХ щук/карпов/лещей?

Нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.

Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке.

Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по праве говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.

Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька?

Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?

Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!

Источники:

http://www.adme.ru/svoboda-sdelaj-sam/8-prostyh-uzlov-kotorye-vyruchat-v-lyuboj-situacii-1482865/
http://turclub-pik.ru/blog/kak-vyazat-turisticheskie-verevochnye-uzly/
http://hendmeid24.ru/vyazanie/kak-pravilno-vyazat-turisticheskie-uzly
http://zen.yandex.ru/media/id/5ad9b9179d5cb3f21159b708/5b8cec52e8215800aa632c56
http://ribxoz.ru/morskie-uzly-naznachenie-shemy-vjazanija/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector